В Москве прошел Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет»

На Новой сцене Большого театра уже в шестой раз прошёл Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет». Задуманный и проведенный впервые супругой зампреда Совета Безопасности РФ Светланой Медведевой в 2013 году, он и сегодня представляет лучших учеников российских балетных школ, и в балетной среде так и называется «медведевским».

Конкурс этот отличается от других прежде всего тем, что представляет из себя, по сути, смотр хореографических школ России. Лучшие студенты, как правило, выпускных курсов, выступая на главной балетной сцене России, показывают жюри, состоящему из руководителей ведущих российских балетных театров, свои умения и, главное, получают приглашения о трудоустройстве. Перед нами по сути своеобразный балетный рынок труда. А главным призом в этом конкурсе является право выбора места для годовой стажировки в одном из театров Москвы и Санкт-Петербурга.

Проводится он раз в два года, но из-за пандемии последний раз проходил заочно в 2022-м. Тогда Гран-при и золотая медаль достались ученикам Московской государственной академии хореографии Софье Маймула и Макару Михалкину, которые сегодня работают в Большом театре и с большим успехом выступают на прославленной сцене в сольных партиях.

Отборочный, первый тур в «Русском балете» закрытый: каждое образовательное учреждение, подавшее заявку на участие в конкурсе, определяет участников второго этапа. В этот раз на сцене Большого предстало 26 юных участников и 2 партнера вне конкурса из 15 балетных школ России - Пермского, Новосибирского, Казанского, Краснодарского и Красногорского хореографических училищ, Бурятского, Красноярского, Башкирского, Марийского, Уральского, Саратовского хореографических колледжей, двух московских училищ - им. М.Л. Лавровского и училища при театре танца «Гжель» и двух академий – Московской и Академии танца Бориса Эйфмана. Не участвовала в конкурсе на этот раз только Академия русского балета им. Вагановой, которая, впрочем, в последнее время не посылает своих учеников на соревнования, в которых конкуренция довольно высока.

В лидерах, как, впрочем, и всегда, оказалась Московская академия хореографии. Ей и достались Гран-при конкурса, представляющего из себя статуэтку «Балетные пуанты», и две памятные золотые медали, произведённые на Санкт-Петербургском монетном дворе Гознака.

Золото среди юношей получил будущий выпускник академии этого года Максим Нахимович (педагог Г. К. Гусев), а золотой лауреаткой тоже стала студентка выпускного курса МГАХ, обладательница удлиненных линий и высокого прыжка Дарина Мосеева (педагог Е. Н. Ватуля). Она продемонстрировала на конкурсе отлично станцованные вариации: Гамзатти из балета «Баядерка» и Сванильды из балета «Коппелия», в которых показала довольно хорошую и крепкую школу классического танца. Воспитанница МГАХ высока ростом, однако сейчас это не является таким уж существенным недостатком и препятствием в карьере.

Выступления Максима Нахимовича я видел ещё на Международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи, где он выступал только как партнер, и в соревновании танцовщиков не участвовал. Теперь он сильно прибавил в технике и был хорошим партнером главной победительницы, обладательницы Гран-при этого года Камилы Султангареевой (педагог Е. Н. Ватуля). Ей 18 лет, и в этом году московскую академию она тоже заканчивает. В па-де-де из балета «Дон Кихот» пара танцевала довольно темпераментно, выказала приличную технику и никаких сомнений в своем лидерстве среди других участников не вызывала.

Впрочем, исключительное первенство Московской академии, отмечавшей в прошлом году своё 250-летие, в этом году было оспорено Московским хореографическим училищем при театре танца «Гжель», также отпраздновавшем в прошлом году своё 20-летие; а также Бурятским хореографическим колледжем. Выход в финал последнего хоть и был мало ожидаем, однако отлично выученный второкурсник этого учебного заведения Аюш Булчун (педагог Ю. Ф. Муруев), предъявивший в станцованных им вариациях из «Пахиты» и «Коппелии» элегантную манеру и чистоту танца, действительно доказал, что серебро на конкурсе он вполне заслужил, хотя были у него здесь довольно сильные конкуренты. Например, пермяки Михаил Мавлянов и Николай Ташкинов (педагог В. Я. Аликин), студенты выпускного курса Пермского училища. Михаил Мавлянов в результате стал лауреатом III степени и обладателем бронзовой медали, отлично станцевав в самом начале второго отделения со своей сокурсницей Анной Чертковой (педагог Н.А. Стеблецова) па-де-де Лизы и Колена из балета «Тщетная предосторожность».

Камила Султангареева (Гран-при) и Максим Нахимович (золотая медаль) в па-де-де из балета «Дон Кихот». Фото Андрея Степанова.

А вот присутствие в финале и серебряная медаль Московского хореографического училища при театре танца «Гжель» неожиданностью не стало. Это не первая победа для училища в таких значительных соревнованиях. Здесь уже были победы: золотая и серебряная медали на конкурсе «Арабеск» и даже «бронза» на Московском международном конкурсе, проходящем в Большом раз в четыре года.

Необыкновенно темпераментной и отлично выученной была завоевавшая серебро третьекурсница гжельского училища Дарья Платонова (педагог Б. М. Лапина) в зажигательном танце Вакханки из знаменитой хореографической сцены из оперы «Фауст» и в вариации из балета «Корсар».

- Своей победой в таком конкурсе Даша внесла большой вклад в развитие и в историю нашего училища. К такому результату мы долго шли, мы ждали его еще и потому, что такой пример имеет огромное значение для мотивации учащихся младших классов и для детей, которые только мечтают к нам поступить, - сказала директор училища при театре танца «Гжель» Виктория Безрукова.

Прелестной в вариации Маши из «Щелкунчика» Василия Вайнонена была и ученица Академии танца Бориса Эйфмана Есения Аушенкова, ставшая бронзовым лауреатом «Русского балета». Академия Эйфмана вообще делает большие успехи не только на ниве современного танца, но и в классике. Достаточно назвать выпускника этой академии позапрошлого года Даниила Потапцева, уже переведенного на втором году работы в солисты Большого театра, где на него делают большую ставку (именно он должен выйти в роли Ромео в первом составе в предстоящей премьере Большого театра «Ромео и Джульетта»). Артисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Анфиса Ощепкова, Роман Шевченко, Игорь Клинский (дебютировал в телепроекте «Большой балет» как хореограф) – все они недавние выпускники именно этой академии.

Говоря об артистах «Стасика» нельзя не упомянуть и о феноменально одарённом англичанине, прошлогоднем выпускнике вагановской Академии Тайге Кодама-Помфрете, который выступал на «Русском балете» вне конкурса, поддержав ученицу Красногорского филиала Московского губернского колледжа искусств Марию Попову. Его танец в Pas d’Esclave из балета «Корсар» буквально ошеломил зрительный зал. Завоевавший в 2022-м году серебряную медаль, этот великолепный танцовщик устроил на Новой сцене Большого настоящий фейерверк из разнообразных трюков, сложнейших в техническом отношении прыжковых элементов, которые ранее мог проделывать только чемпион в мужском классическом танце Иван Васильев. Можно было лишь сожалеть о внеконкурсном статусе этого виртуоза - выступай он как конкурсант, Гран-при было бы обеспечено.

Вообще жюри в этом году, что случается далеко не всегда, было довольно объективно. Смысла продвигать кого-либо из участников у руководителей балетных трупп (на этот раз это были Махар Вазиев, Борис Эйфман, Юрий Фатеев, Вячеслав Гордеев, Алексей Мирошниченко, Мария Аллаш) не было никакого. Скорее они присматривались к конкурсантам на предмет приглашения их в свои компании.

- У меня очень приятные впечатления от конкурса, хотя бы потому, что он продолжает жить и идёт вперёд, – прокомментировал итоги «Русского балета» член жюри конкурса, худрук балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. - Для меня лично, это очень важно, потому что здесь мы во многом определяем будущее. Посмотрите сколько лауреатов конкурса уже работает в Большом театре, и некоторые, кстати, сегодня выступали. Поэтому без пафоса скажу, для меня в целом это интересное событие. Не буду лукавить, я более пристально присматривался, будучи членом жюри, к представителям из регионов. Куда важнее сегодня в целом для конкурса было дать им различные возможности. Не буду скрывать, некоторые конкурсанты приятно удивили и выучкой, и наличием каких-то базовых знаний, и артистизмом, и музыкальностью, так что у меня очень хорошее впечатление…

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"