- Общество
- A
Культуру пытаются «взять на гоп-стоп»
Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной в мире. Действительно, отскреби любого бомжа, и он воспроизведет заученные еще в школе строки: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» На самом деле речь не шла о глубоком освоении текстов нашего национального гения.
В начале 90-х я оказался в летнем лагере. В нашем пионерском детстве отряды маршировали по лагерю, скандируя речовки. Вроде такой:
— Кто шагает дружно в ряд?
— Юных ленинцев отряд.
Но время переломилось, и мимо нашего корпуса гордо прошествовал отряд десятилетних детей во главе с вожатым, скандируя:
Вожатый: Гоп-стоп.
Дети: Мы подошли из-за угла.
— Гоп-стоп.
— Ты много на себя взяла.
— Гоп-стоп,
— У нас пощады не проси,
— Гоп-стоп,
— И на луну не голоси.
Едва ли ироничный Александр Розенбаум, написавший эту веселую стилизацию под «блатняк», предполагал, что под нее будут маршировать десятилетние дети.
Останавливаю вожатого-«новатора»: «Ты что, с ума сошел? Что за текст ты с детьми воспроизводишь!»
Он смотрит на меня с сожалением, как на реликт коммунистической эпохи: «А что такого, детям нравится».
Таким образом, вместо того, чтобы поднимать детей до высот культуры, этот горе-воспитатель опускается до ее опошления. Прошли десятилетия, и сегодня мы, казалось бы, должны быть довольны тем, что русская классика зазвучала в полный голос — даже в рекламе крупного банка. Увы, но и здесь мы имеем дело не с истиной, а с ее перевертышем.
Судите сами. Согласно рекламе, если бы в девятнадцатом веке функционировал этот замечательный банк, Герасиму не пришлось бы топить бедную собачку Муму, Татьяна благополучно вышла бы замуж за Онегина, а Софья — за Чацкого, Раскольников не убил бы старуху, а Чичиков не пустился бы в авантюру, связанную со скупкой мертвых душ.
По мне так: большую пошлость трудно себе представить. Демонстративное обращение к классике, ее рекламная монетизация оборачиваются подменой подлинного благоговения и преклонения перед масштабом личности гениев фальшивым ритуальным почитанием.
Но кто о ком, а я о детях. Проблема в том, что не сильно их интересуют история и литература. Можно, конечно, заставить их выучить наизусть монолог Чацкого, письмо Татьяны к Онегину. Ключевой глагол тут — «заставить». Что им до прошлого, они живут настоящим.
Но так было всегда. В 1840 году, обращаясь к тогдашней молодежи, русский поэт, богослов и философ А.С.Хомяков пишет:
Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».
Нет, этот грех — он вечно с вами,
Он в ваших жилах и крови,
Он сросся с вашими сердцами —
Сердцами, мертвыми к любви.
За все, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За темные отцов деянья,
За темный грех своих времен,
За все беды родного края, —
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!
Вряд ли это замечательное стихотворение глубоко тронет сегодняшних подростков. Но стоит поставить их в креативную позицию, предложив продолжить текст Хомякова с учетом опыта XX века, ситуация резко меняется. Привожу текст современного десятиклассника, выполнившего это задание.
Молитесь, плачьте, кайтесь снова
За все безумия свои.
За отрицанье Бога слова.
За церковь в прахе и крови.
За тьмы невинно убиенных.
За веру в бешеных вождей.
За лагеря, за осужденных,
Не знающих вины своей.
За обольщение химерой.
За гибель дважды в век страны.
За пораженье в сорок первом.
И за бессчетных жертв войны.
За то, что Божий дар — свободу —
Бесстыдно продали на слом.
За то, что своему народу
Внушили сладкий смертный сон.
Где гордость о советском рае,
Где спесь от не своих побед.
Где людоеда прославляют.
Где ложь цветет, а правда — нет.
Однако против такого подхода к истории выдвигаются два соображения. Первое — не стоит выносить сор из избы. Но как дышать в этой избе, коль скоро она от пола до потолка наполнена сором? Соображение второе — не надо бередить раны. Предлагается скрывать общественные раны, а не показывать их. На это блестяще отвечал Н.В.Гоголь в работе «Театральный разъезд после представления новой комедии»: «Возьми их себе! Пусть они будут твои, а не мои раны». Он считал, что если не вскрывать нарывы, они отравят организм нации.
Гоголю вторит А.П.Чехов: «Наша матушка Россия всему свету га-ла-ва!» — запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и казалось, по степи на тяжелых колесах покатилась сама глупость». Повернется ли у кого-нибудь язык назвать наших классиков антипатриотичными? Одно дело звонкая риторика, предназначенная для ушей начальства, и совсем другое — готовность лечить Родину от заболеваний. Свою готовность доктор Чехов доказал поездкой на Сахалин.
Русский философ Владимир Соловьев построил лестницу духовного взлета и падения каждой нации. Лестница В.Соловьева такова: национальное самосознание — национальное самодовольство — национальное самообожествление — национальное самоуничтожение.
Тем временем многие молодые люди по-прежнему мало интересуются отечественной историей. Доказательство? Извольте!
Будучи в командировке в Санкт-Петербурге, я поселился в отеле «Достоевский», что рядом с домом великого писателя. В перерыве между лекциями зашел в бар под названием «Раскольников», поинтересовался в шутку у официанта, не опасно ли пребывание в их баре. «Что вы? У нас вполне качественная пища. И никого еще не отравили», — с гордостью заявил официант. Пришлось вкратце пересказать ему жизнь и судьбу Родиона Раскольникова. Я посоветовал ему повесить на стену кровавый топор и изображение старухи-процентщицы. Если так пойдет и дальше, то не за горами то время, когда рядом будет построен гостиничный комплекс «Соня Мармеладова». Учитывая профессию девушки с пониженной социальной ответственностью, отбоя от клиентов не будет. Монетизация классики не знает границ.
Знать и любить свою историю, несмотря на ее мрачные страницы, призывал А.С.Пушкин. В своем письме к П.Я.Чаадаеву он пишет: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Написать комментарий