- Общество
- A
Вокруг Парижской Олимпиады распространился расистский душок из-за чернокожей суперзвезды
Поп-суперзвезда Ая Накамура оказалась в центре бури расизма в преддверии Олимпийских игр в Париже. Она - самая популярная французская певица в мире, чьи хиты были транслированы 7 миллиардов раз и которая вошла в историю в прошлом году, когда за 15 минут были распроданы три концерта в Париже. Но Ая Накамура заявила о расизме и невежестве после того, как ультраправые политики выразили возмущение возможностью того, что она сможет петь на Олимпиаде в Париже.
В пятницу прокуратура Парижа начала расследование предполагаемых расистских оскорблений в адрес певицы во время скандала на Олимпийских играх. Жалоба была подана базирующейся во Франции Международной лигой против расизма и антисемитизма.
Как пишет The Guardian, президент Макрон еще не подтвердил, что хотел, чтобы Накамура выступил хедлайнером церемонии открытия Олимпийских игр, исполнив хиты легенды кабаре 1950-х Эдит Пиаф. Но жалобы правых политиков и телевизионных экспертов на то, что Накамура недостаточно француженка, выявили глубокие корни расизма и классовых предрассудков, которые угрожают бросить тень на Игры.
Рашида Дати, министр культуры, предостерегла от “чистого расизма”, а Лилиан Тюрам, бывшая французская футболистка, сказала: “Когда люди говорят, что Ая Накамура не может представлять Францию, на каких критериях они это основывают? Я знаю критерии, потому что, когда я была футболисткой, некоторые также говорили, что это не сборная Франции, потому что там слишком много чернокожих”.
Как отмечает The Guardian, 28-летняя Ая Накамура выросла в жилом комплексе в пригороде Сена-Сен-Дени на севере Парижа, именно в тех сообществах, которые Парижская Олимпиада обещала продемонстрировать и отпраздновать. Айя Даниоко родилась в Мали, она приехала во Францию ребенком. Она жила в Ольне-су-Буа со своими братьями и сестрами и матерью, которая была гриоттой, традиционной малийской поэтессой или певицей. Она взяла сценический псевдоним Накамура из супергеройской драмы "Герои" и была замечена в таланте после публикации песен в Интернете в возрасте 19 лет. Ее непоколебимые тексты о любви и взаимоотношениях, которые она пишет на свой телефон, быстро собрали огромное количество подписчиков.
Французские музыкальные критики утверждают, что ни одна другая певица в истории Франции – даже Пиаф в ее послевоенной славе – не имела такого глобального охвата, как Накамура, с поклонниками на всех континентах, всех классов, происхождения, возрастов. Ее самая известная песня, Djajda, только на YouTube набрала около миллиарда просмотров. Ее музыка определенно французская, на нее повлиял франко-карибский зук-поп из Гваделупы и Мартиники, смешанный с ритмами афропопа. Но в то время как некоторые крупные французские экспортные группы, такие как Daft Punk, предпочитают петь на английском, Накамура собрала огромную глобальную базу поклонников, исполняя песни на французском.
Когда политики, включая лидера правого крыла в сенате Жерара Ларше, на этой неделе напали на Накамуру за плохой французский, потому что она использует сленг, другие певцы ответили, что это часть давней традиции артистов, играющих на французском языке, от поэта Бодлера до музыканта Сержа Генсбура.
Меколо Билигуи, рэп-журналист, отмечает: “Этот скандал многое говорит о том, что такое расизм во Франции. Это не первая полемика подобного рода. Когда французская футбольная команда выбрала рэпера Youssoupha для записи своего гимна к Евро-2021, со стороны крайне правых разгорелась полемика. Когда рэпер Black M должен был выступить на столетии битвы при Вердене, возникла полемика, подогреваемая правыми. Список становится длинным. Что объединяет этих исполнителей, так это то, что они чернокожие. Во Франции существует проблема с чернокожими художниками. Долгое время Франция знала, как скрывать свой расизм. Здесь страна больше не может это скрывать”.
Она сказала, что на теледебатах на этой неделе поп-певицу Накамуру ошибочно назвали рэпером только потому, что она была чернокожей.
“Я оцениваю популярность артиста во Франции по тому, когда его начинают исполнять на свадьбах”, - отмечает Билигуи. “Вы слышите, что Накамуру играют абсолютно везде, особенно на свадьбах, потому что она настолько популярна, что является саундтреком ко всем аспектам жизни людей … В критике ее французского только за то, что она использует сленг, есть элемент классицизма. Живость французского языка заключается в том, что в нем всегда было много сленга из разных городов и регионов, с севера и юга, и особенно из плавильного котла Парижа… Этот скандал пытается свести Накамуру к тому факту, что она родом из рабочего района и имеет африканское происхождение. Но на самом деле она полностью принадлежит своему времени и является неотъемлемой частью французской культуры: на нее повлиял зук, афро-карибская поп-музыка с Мартиники и Гваделупы, то есть Франции. Ее музыка на 100% французская.”
Кристель Бакима Паундза, автор и критик, чья недавняя книга "Корпус нуар" о чернокожих женщинах во французской моде рассказывает о том, как обложка французского Vogue 2021 года, удостоенная наград и ставшая бестселлером, стала первой для французской чернокожей художницы. Она предупредила, что обложка журнала Vogue появилась относительно поздно в карьере Накамуры, и у нее было гораздо меньше обложек журналов во Франции, чем у других белых певиц, несмотря на то, что были проданы миллионы пластинок.
Пока неясно, выступит ли Накамура на Олимпийских играх, но парижский организационный комитет пытается ограничить ущерб от скандала. “Мы очень шокированы расистскими нападками на Айю Накамуру”, - говорилось в заявлении.
Написать комментарий