- Культура
- A
«Шинель» приправили французскими духами и гоголевской чертовщиной
В театре «Пространство «Внутри» Антон Федоров инсценировал гоголевскую «Шинель», стал не только режиссером, но и художником спектакля. На койке с высокими металлическими ножками скрючился Акакий Акакиевич Башмачкин. Кажется, что с такой высоты он сможет только спрыгнуть, но он просыпается, спускает с кровати ноги, и они оказываются необыкновенной длины. Башмачкина Антон Федоров поставил на ходули.
Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки, Акакий передвигается на протяжении всего спектакля, идущего 1 час 45 минут, если только не сидит и не лежит в кровати, не склоняется над огромной лупой, исполняя обязанности титулярного советника в департаменте.
Акакий все время поскрипывает, что-то бормочет, кряхтит, сопит, мерцает, напоминая отраженным светом Башмачкина в незавершенном шедевре Юрия Норштейна. Говорят, что Антон Федоров мечтал использовать анимацию мастера, но тот отказал, и правильно сделал. Было бы масло масляное. В качестве опоры Акакий Норштейна совсем не годится — слишком самодостаточный, лакомый кусок. Аниматор Надя Гольдман прекрасна по-своему, с Антоном Федоровым уже работала на «Мадам Бовари» и «Котловане», хорошо чувствует природу его режиссуры, и здесь ее образы гармонично дополняют его фантазии.
Башмачкин Норштейна заставляет сжаться сердце от боли и сострадания, Акакий Антонова жалости не вызывает. Да и живет он не так уж и плохо. Всегда с ним рядом заботливая Хозяйка. Она и еду приготовит, и если нет аппетита, с ложечки накормит, разбудит в срок, чтобы не опоздал на работу, ведро подставит вместо ночного горшка.
Утро Башмачкина выглядит так. Он просыпается, как младенец, справляет на наших глазах малую нужду в ведро, просовывая указательный палец в ширинку, завтракает, идет на службу вдоль занавеса с графичным изображением Невского проспекта в интерпретации Нади Гольдман. Акакий кутается в зябкое пальтецо, но тощая шинелька не спасает от метели и непогоды. Дыру в ней приходится затыкать все тем же указательным пальцем.
У Башмачкина приклеенный нос, накладная лысина, переходящая в сальные волосы до плеч. Комнатушка его убога. Возле кровати стоит двухконфорочная газовая плита советского образца, у которой хлопочет Хозяйка. За пределами жалкого жилища установлена швейная машинка, за которой сидит некто и шьет. Его лица мы не видим, только во лбу, как глаз, сияет лупа. Потом появятся характерные для героев Гоголя усы. Это Петрович, способный сшить шинель из топора. Из-за пазухи у него вылезает всякое зверье, пушнина, драные кошки, одна из которых пойдет на воротник Акакию, украсит его шинель. Тот же Петрович, как оборотень, разбойник с большой дороги, ее в сговоре отнимет, напялит на полное тело.
А шинель была так хороша, что Акакий впервые почувствовал себя человеком, гоголем прошел по Петербургу. Не шинель, а загляденье. В порыве бессвязного бормотания Акакий назовет ее своей женой Шанель. Фирменные речитативы Антона Федорова превращают шинель в Шанель. Фразы переливаются сходными звуками, тут и не такое померещится.
Повесть Гоголя разыграли четыре актера, с которыми Антон Федоров уже работал. Сергей Шайдаков — Акакий, Наталья Рычкова, недавняя Эмма Бовари в его спектакле по Флоберу, — Хозяйка. Алексей Чернышев — Петрович и Значительное лицо, напомнившее отца Панночки из «Вия». Семен Штейнберг, игравший Шарля Бовари, теперь вертлявый Кто-то, Чиновник, Частный, меняющий имена от Виктора, Валеры до Рустама. Он тут как тут, всегда под рукой, вневременной персонаж, похожий на черта.
Работать с Федоровым способен не каждый артист. С ним надо быть виртуозом, отчасти клоуном или клоунессой, существовать не в привычном для драматического актера ключе, а чувствовать себя персонажем мультфильма или даже насекомым. На сцене, максимально приближенной к залу, не всегда это пластическое тиканье, как часы, шебуршание внутренней жизни удается, но в лучшие, хотя и не частые моменты это производит сильное впечатление.
Написать комментарий