- Культура
- A
«Геликон-опера» открыла выставку в честь столетия Ирины Архиповой
«Геликон-опера» представила выставку, посвященную столетию великой оперной певицы Ирины Архиповой. Большинство экспонатов «вышли в свет» впервые. Одним из первых зрителей экспозиции стал корреспондент.
Канун старого Нового года, Москву то заливает дождь, то заметает снег, но погода — не препятствие для зрителей, которые спешат в «Геликон-оперу» на «Черевички» Чайковского. Событие знаковое — всю серию показов одной из самых рождественских и новогодних опер здесь посвятили столетию Архиповой. По доброй традиции зрители приходят за час до начала спектакля, чтобы обязательно успеть на экскурсию по выставке — новую экспозицию тоже посвятили юбилею оперной дивы.
Имя Ирины Архиповой в «Геликоне» произносят с благоговением — действительно, для геликоновцев она как святыня, ведь помимо того, что она дала старт многим оперным звездам (Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко и Ильдар Абдразаков), Архипова была другом и наставником для Дмитрия Бертмана, основателя театра. Поэтому мимо столь красивой даты, равной целому веку, здесь пройти не могли. И в честь нее здесь открылась небольшая, но крайне насыщенная выставка «Архитектура образов». Создается ощущение, что Ирина Константиновна прогуливается по коридорам «Геликона» вместе с нами, — настолько здесь ощущается ее незримое присутствие.
Едва поднявшись на второй этаж, где располагается выставочное пространство, видим портрет Ирины Константиновны кисти Александра Шилова. Запомним кресло, изображенное здесь, на котором сидит певица, — оно нам еще пригодится. Оглядываемся и видим первую «премьеру» на выставке — малая часть из огромной коллекции работ фотохудожника Андрея Степанова, сделанных в 1960–1970-е годы. Один образ сменяет другой: вот перед нами роскошная Марина Мнишек из «Бориса Годунова», вот Амнерис из «Аиды», великолепная и страстная Кармен… Но фотогалерея оперных ролей Архиповой — это лишь немногое из того удивительного, что здесь есть. Сюда привезли и часть квартиры великой певицы!
Внук Ирины Архиповой Андрей Архипов помог геликоновцам с организацией выставки, и благодаря ему невероятной красоты антикварная мебель из квартиры оперной дивы на время переехала в стены театра на Большой Никитской — здесь воссоздают интерьер комнаты Архиповой. Вот то самое кресло со львами, которое мы видели на портрете Шилова, а также ампирный диван, шкаф-монашка — такую красоту Архипова обожала.
Внимание привлекает изысканное зеркало с венецианским стеклом, которое здесь называют шаляпинским. Существует предание, что его в магазин антиквариата сдали люди, которые, с их же слов, приобрели зеркало у самого Федора Шаляпина — он распродавал мебель перед отъездом за границу. Об этом рассказали Архиповой, так зеркало и получило громкое имя. Может, оно и правда помнит, как в него смотрелись целых две отечественные оперные легенды… Кстати, на его же фоне Архипову запечатлел художник Василий Нестеренко — в «Геликоне» представлена авторская копия портрета, которая хранится в доме Ирины Константиновны, а оригинал — в Третьяковке.
Любопытнейшие детали — кожаная обложка-бювар, с которой Ирина Константиновна часто выходила на сцену. В ней ноты, написанные рукой певицы, — это вокальная партия знаменитой Ave Maria Каччини (а точнее, Вавилова), которую Архипова обожала исполнять. Можно рассмотреть аккуратный почерк певицы, бережно выведенные ноты и текст под ними. В Интернете легко обнаружить запись 1986 года, где Ирина Константиновна исполняет это произведение в Большом зале Московской консерватории. В руках она держит бювар, очень похожий на тот, что представлен на экспозиции. Это не единственные работы руки Архиповой — ведь первое образование певица получила в Архитектурном институте, а потому прекрасно рисовала, чему свидетельствует несколько ее работ среди экспонатов. На одном из них эскиз к ее дипломной работе, еще на двух изображена итальянская архитектура — палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, Сан Франческо в Римини.
Еще одна вещь с историей — клавир оперы Чайковского «Евгений Онегин» с автографами Сергея Лейферкуса, Дмитрия Хворостовского и других оперных звезд. У Архиповой была традиция: в поездки брать с собой клавир, на форзаце которого она писала название города, в который ездила, а также брала автографы у тех, с кем работала.
«Геликон-опере» тоже есть чем похвастаться из собственной коллекции. Помимо предметов, которые предоставил театру внук певицы, здесь хранится ее ярко-бирюзовое концертное платье. Обычно полюбоваться им могут лишь артисты и стажеры театра, которые занимаются в артистической «Ирина Архипова» — именно там хранится шикарный наряд. Но в честь знаменательной даты певицы платье впервые решили показать широкой публике.
Все здесь о ней и про нее — настолько, что кажется, здесь звучит ее невероятной красоты голос, который (удивительно, как?!) сохранил свое молодое звучание. Когда Тамара Синявская ездила за границу, ее там спрашивали, мол, а как зовут ту «русскую певицу с молодым голосом». Речь шла об Ирине Архиповой…
Написать комментарий