- Культура
- A
Великий парад египетских мумий и святынь Бенина вспомнили на Каирском кинофестивале
«Дагомея» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп, уже получившая «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля», на днях отмечена наградой 45-го Каирского международного кинофестиваля. Жюри, оценивавшее фильмы африканских стран, сочло ее лучшей документальной картиной.
В Каире фильмы оценивало какое-то невероятное количество жюри. Сообразно ситуации появились две новые конкурсные программы -палестинского кино и кино сектора Газы. У каждой – свое жюри. Были также судейские коллегии, оценивавшие арабское кино и фильмы африканских стран.
Одно дело смотреть «Дагомею» на Берлинале, и совсем другое – в каирском контексте. За час с небольшим Мати Диоп сумела эмоционально рассказать о возвращении французскими музеями Бенину некогда вывезенных произведений искусства королевства Дагомея. Оно располагалось на территориях нынешних африканских государств Того и Бенина. Королевские сокровища из дворцов Абомей похитил и вывез в Париж французский генерал Альфред Доддс в 1892 году в период Второй франко-дагомейской войны.
Один из артефактов - табурет Катакле - в 1939 году передали Национальному музею Финляндии. 6 ноября 2024 года он также был возвращен Бенину, но этот факт остался уже за рамками фильма.
Все разговоры о том, что награду за «Дагомею» на Берлинале дали сообразно повестке дня, ради поощрения женщин-режиссеров и особенно представительниц не белой расы, в данном случае абсолютно беспочвенны.
На глазах у зрителей в огромные ящики, напоминающие гробы, бережно укладывают гигантские фигуры и доставляют их на родину. Они изумительны, ни в какой другой культуре ничего подобного нет. В Бенине их вышла встречать вся страна. Люди заполнили улицы, по которым двигалась процессия. Все это производит сильнейшее впечатление: какие лица, какое ликование и осознание единства и значимости своего народа.
Древние фигуры начинают говорить, когда гаснет свет, и они остаются одни в пустом музейном пространстве. Их голоса глухие, словно идущие из глубины веков, из-под земли. Пока на родину вернулись 26 артефактов. Других ждут своего часа. Рабочие, задействованные на монтировке экспозиции, долго не могут налюбоваться на все эти богатства и послушно покидают зал только после замечания охраны.
В день открытия выставки в местном музее собралась африканская элита - глава государства, политики, дипломаты, деятели культуры. Пришли дети и старики, женщины и мужчины в изысканных и экзотических для европейцев костюмах. Столько благородства и трепета было в их лицах. На наших глазах происходило нечто очень важное. 26 древних фигур словно разбудили африканский мир, подняли его дух и самосознание.
Все увиденное удивительным образом совпало с чувствами, которые испытывают египтяне в связи с будущим своих сокровищ. Не тех, которыми наполнены ведущие музеи мира в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, а тех, что еще недавно хранились в Египетском национальном музее на площади Тахрир. Они постепенно покидают свой дом, пришедший в плачевное состояние и требующий капитального ремонта. В ожидании его закрытия, туда устремляются тысячи туристов со всего света.
В апреле 2021 года уже прошла первая часть великого переселения - «Золотой парад фараонов». Из обветшавшего музея торжественно вывезли 22 царских мумии в сопровождении всадников. Вдоль пути их следования подобно почетному караулу выставили копии древнеегипетских колесниц, статистов и актеров в костюмах древних жрецов и воинов. За процессией, направлявшейся в современное здание Национального музея египетской цивилизации в прямом эфире наблюдал весь мир.
В старом музее все еще хранятся сокровища Тутанхамона и другие святыни. Часть коллекции вывезена в Большой Египетский музей в Гизе, расположенный рядом с древними пирамидами. Его открытие несколько раз откладывалось. И вот наконец довелось там побывать вместе с жюри во главе с боснийским режиссером и лауреатом «Оскара» Данисом Тановичем. Это тоже отдельная и важная акция, как и отдельная поездка в Гизу мировой прессы.
Не хватит дня, чтобы детально осмотреть огромные площади, хотя они еще до конца не заполнены. Работает только часть залов. Вечером, когда в темноту погружаются древние пирамиды, здание нового музея напоминает их подсвеченную копию. Наверх поднимаешься на эскалаторе – медленно, словно проплывая мимо исполинов других эпох, так что захватывает дух. Это очень эмоциональное путешествие в прошлое. Редко испытываешь подобные чувства, находясь в самых великолепных современных конструкциях.
Написать комментарий