В Москве показали «добулгаковскую» историю Дома Пигита, где находится «нехорошая квартира»

Музей Михаила Булгакова на этой неделе открыл выставку «Дом Пигита», посвященную 120-летию доходного дома на Большой Садовой, 10. В отдельной комнате «нехорошей квартиры» организаторы проекта показали «добулгаковскую» историю здания, которое едва ли бы стало столь широко известным, если мы не Михаил Афанасьевич.

Посетителей эксперт проекта Екатерина Змеева встретила рассказом об Илье Пигите – дореволюционном «табачном магнате», который активно инвестировал и жертвовал на благотворительные цели заработанные на курильщиках деньги:

- Он выпускал доступные сорта папирос, что оказалось особенно прибыльным во время Первой мировой войны. Но Пигит был прогрессивным, демократичным человеком. И в своем завещании часть наследства оставил работникам фабрики. Изначально он собирался построить фабрику «Дукат» здесь, но ему не разрешили, так как рядом располагалась церковь святого Ермолая на Козьем болоте. И тогда он перенес производство на другую сторону Садового кольца. А это место отвел под доходный дом.

В седьмой главе «Нехорошая квартирка» романа «Мастер и Маргарита» упоминается, что Степа Лиходеев, директор театра Варьете, квартиру «занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице».

На копии плана Дома Пигита, сделанной строительным отделением Московской городской управы в начале прошлого века, мы видим действительно причудливую архитектурную форму. «Расположен покоем» - означает, если дешифровать полностью забытое наречие, – «в виде буквы «П», то есть тремя сторонами четырехугольника.

«На самом деле загнутой трапецией, - уточняет Екатерина, - при этом парадные подъезды выходили на Садовое кольцо». Естественно, самая большая квартира принадлежала владельцу.

И самое драгоценное, что музей смог представить, – фрагменты роскошной отделки: окрашенная лепнина в стиле «модерн» украшала потолки и стены, плюс отдельно были панно, изображающие павлина и орла. В наши дни помещение музею не принадлежит, изначальный облик утрачен, однако часть художественного оформления реставраторы смогли спасти в начале 90-х.

«Керамические панно мы не могли поместить в нашу небольшую экспозицию. Но таких планшетов (с фрагментами лепнины) у нас в фондах штук десять-двенадцать», - поясняет эксперт.

Удивительно, но до 1917 года «Дом Пигита» был узнаваемым брендом: где бы ни было произнесено данное словосочетание, все понимали, о чем идет речь. Но в XX веке «Дом Булгакова» полностью затмил предыдущее наименование

Что же случилось в послереволюционные годы?

Возник Дом-коммуна, прежние квартиры раздробили и превратили в коммуналки, жильцы которых сталкивались с теснотой, вечным отсутствием света, отопления и поломками водопровода. Об этом классик свидетельствует в ранних рассказах – «Москва 20-х годов», «Самогонное озеро», «Воспоминание», а к самой истории дома обращается сначала в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», опубликованном в декабре 1922 года в «Красном журнале для всех», а потом в своем великом романе.

На вопрос, какой была коммуналка и как жил и творил Булгаков в ее стенах, отвечает всё остальное музейное пространство. А выставка – это в большей степени воспоминание о прежней зажиточной (конечно же, для не самого широкого круга москвичей) жизни. Отсюда такие экспонаты, как подлинный мольберт Петра Кончаловского, снявшего для работы мастерскую №38 в Доме Пигита в 1910 году; эскизы «Полотер» и «Семейный портрет». Второе наименование, если знать контекст, оказывается «говорящим»: в 1912 году прославленный живописец поселился в 24-й квартире со всей семьей, а работал в мастерской №38. Однако через три года после «великого октября» вынужден был перебраться с домочадцами в мастерскую по итогам «уплотнения» (каким оно было – Булгаков прекрасно описал в «Собачьем сердце»).

Еще одна страница «темного царского прошлого» - размещенное в Доме Пигита общежитие «Московских высших женских курсов» со всеми атрибутами трудов и дней интеллигентных барышень-курсисток – швейной машинкой «Зингер», богатым фарфором чайных сервизов и так далее.

Подробнее обо всех жильцах рассказывать нет смысла, поскольку в Музее Михаила Булгакова отдельно есть интерактивный макет Дома Пигита, дающий о нем стереоскопическое представление. Но, пожалуй, даже он не воссоздает прошлое – советское, переломное и дореволюционное - так зримо, как это делает булгаковская проза.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"