Театр Современник открыл музей своей истории в день рождения

Сегодня «Современник» отмечает 68-й день рождения. Дата не круглая, но именно сейчас театр на Чистых прудах получает подарок — музей своей истории. Прямо скажем, долгожданный. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Помещение для музея планировалось еще при жизни Галины Волчек: его думали открыть сразу после ремонта здания над ротондой. Но ряд драматических событий (уход худрука в конце 2019-го, недолгожительство нового руководства и пр.) притормозил открытие места хранения памяти о театре и тех, кто его строил более полувека.

А память весомая, даже если оценивать ее не только в фото и воспоминаниях, а в мега- и терабайтах. Как начинался театр, родившийся в недрах МХАТа и Школы-студии. Как помыкался, прежде чем приобрел статус студии. Как директор МХАТа Василий Солодовников спасал их от мхатовского парткома. Наконец, как спорил и отстаивал свою идейную и художественную правду. Об этом теперь рассказывают фото, известные и уникальные, из архивов театра и личных архивов Галины Волчек, Нины Дорошиной, Игоря Калядина, Игоря Кваши, Елизаветы Котовой, Раисы Ленской, Елены Миллиоти, Абрама Миля, Елизаветы Никитиной, Лилии Толмачевой, Леонида Эрмана и других замечательных людей.

Автор концепции нового музея Евгения Кузнецова, 25 лет проработавшая завлитом театра, рассказала, что при подготовке экспозиции было оцифрованы 90 процентов архивных материалов — протоколов, фото и прочих документов. Часть их на стендах, другая хранится на трех мультимедийных экранах (режиссер Александр Жикин).

— На одном из них — артисты и штатные работники, что особенно важно, включая билетеров, гардеробщиков, монтировщиков сцены. Тех, кто проработал в театре не менее 10 лет, — рассказывает Евгения Кузнецова. — На втором экране — хроника всех событий, случившихся за 68 лет, а на третьем — видео из жизни театра.

— Что вас поразило при работе с документами? Что нового для себя открыли?

— Когда мы с Татьяной Прасоловой подбирали материал (отбор фотоиллюстраций и медиаконтента), поразило, что, будучи еще совсем молодыми людьми, студенты и артисты, собранные Олегом Ефремовым, с самого начала относились внимательно к фиксации всего, что происходило в их жизни, — от ночных собраний, репетиций до гастролей, заграничных поездок и прочего. Я читала эти протоколы и убеждалась, что «Современник» создавался и развивался как психологический театр. Это было самым важным для двух его лидеров — Олега Ефремова и Галины Волчек. Менялись времена, вместе с ними трансформировался и театральный язык. И все же основным выразительным средством для этого типа театра был и остается артист. Умение актера современниковской школы «быть, а не казаться» позволило режиссерам разных направлений выпускать на сцене театра спектакли, вызывающие неизменный интерес и становящиеся художественными событиями.

Помещение музея небольшое, каких-то 115 кв.м, но сколько в нем всего! Вдоль одной стены архитектор Сергей Попов разместил узкие колонны с изображениями Ефремова, Табакова, Волчек, Кваши, Толмачевой, Ивановой — первых современниковцев — в неизбитых ракурсах. 700 фотографий на стенах — по ним можно проследить историю от и до.

А еще устроителями приготовлен сюрприз для зрителей: от каждой из афиш, развешанных по единственному залу музея, можно оторвать кусочек на память. Афишный кусочек тоже с секретом: на обратной стороне — цитата из какого-нибудь спектакля легендарного театра. Обозревателю досталась цитата из «Интуиции». На белом листочке написано: «Придет время — увидишь». Увидела, что наконец-то после всех ошибок, фальши, растерянности и идейных подмен в театре на Чистых прудах живая, а не просто модная жизнь налаживается.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
    Комментарии

      Актуальные новости по теме "Array"