- Культура
- A
Художник вышил «Сонный паралич»
Текстиль, близкий к хоррору, полный абсурда и сюрреалистических парадоксов. Именно такие работы показал на персональной выставке в галерее Ruаrts молодой художник Виталий Десятник, выступающий под псевдонимом Тюрлик. «Ник» не случаен — он отсылает к серии мастера «сурового стиля» Гелия Коржева, который в лихие 1990-е написал цикл изображений забавных и пугающих мутантов, которых именовал тюрликами.
Актуальная вышивка все больше становится трендом, а Виталий Тюрлик (род. 1988 г.) — одна из восходящих звезд этого направления. В прошлом году он стал резидентом Открытых студий «Винзавода» и сделал для итоговой выставки интересную серию, которую заметили специалисты. После первого успеха художник купил себе новую швейную машинку и продолжил свои текстильные эксперименты, которые вылились в выставку «Сонный паралич».
Сонный паралич — не просто метафора, а медицинское понятие. Так называют момент, когда во время сна тело отключается на несколько секунд или минут. Обычно отключение случается перед самым пробуждением, поэтому его еще именуют катаплексией пробуждения, и не считается опасным для здоровья. Зато сновидения, увиденные перед тем, как вернуться из того мира в этот, обычно запоминаются, в отличие от видений глубокого сна. Именно такой кошмар «рисует» нитками художник.
Перед нами сцены, где растут гигантские грибы, где парят огромные мотыльки или огнедышащие драконы, где по улицам гуляет черный петух размером с дом. Здесь можно встретить и человекообразных монстров-тюрликов — с крыльями летучей мыши, желтыми глазами или головой дракона. В некоторых сюжетах присутствует текст: «Все летит к чертям», «Меня уносит» или «Это еще цветочки». Каждая подпись иллюстрирует сюжет: черти и правда разлетаются в разные стороны, гигантский мотыль уносит мальчишку в красном колпаке, а цветы-мутанты растут с удвоенной силой под грозовыми раскатами черного неба. Впрочем, весь этот сюр не особо пугает, порой вызывает улыбку, но определенно имеет адреналиновый заряд.
Юмор легко считывается в страшилках, например, в работе, где слон поливает чаем обомлевшего человека (под сценой подпись: «Тот самый чай»). Сюжеты вызывают ассоциации одновременно с Кафкой и Хармсом, Брейгелем и Босхом. Так художник исследует пограничные состояния бессознательного, превращает страхи в невозможные хоррор-сюжеты. Но зритель чувствует, что это лишь абсурдное видение — стоит проснуться, как он растает. Так же можно потянуть за ниточку и распустить ткань.
Порой, чтобы пробудиться от кошмара, нужно испытать шок, и тогда реальность покажется лучше, чем до сновидения, и фобии покажутся грезой. Словом, у Виталия Тюрлика получилась острая метафора на кончике иголки, созданная в авторском стиле, при этом укладывается в дискурс, заданный классиками — от мастеров Возрождения до одного из главных представителей «сурового стиля».
Написать комментарий