- Общество
- A
Сходить «за водичкой» и искупаться на Крещение: как Москва празднует Богоявление
В этом году в Москве откровенная «еврозима» без снега, а последний настоящий крещенский мороз был аж в 2006 году… Но Крещение — оно же православный праздник Богоявления — по расписанию. Хотя от Рождества — а уж это один из двух главных праздников в календаре верующих — прошло всего пара недель, но Крещение не затерялось в его тени. В старину оно завершало Святки, а сейчас сочетает три обычая: набрать святой воды, сходить на праздничную службу и, для самых крепких, окунуться в прорубь.
Проруби в этом году в столице, куда деваться, виртуальные — но с современным оснащением они и без льда обходятся: в Москве 42 купели (работающих до 18:00 воскресенья). Святую воду можно взять в любом православном храме оба дня — 18 (Крещенский сочельник) и 19 (собственно Богоявление) января. Так что все три обычая можно было комбинировать как угодно. Начнем, однако, с похода за святой водой.
Бутылка в хорошем смысле
Задача номер один: сходить «за водичкой». Крещенская вода, освященная именно на праздник Богоявления, для всего хороша. Для тех, кто верит, конечно. Похоже, что верит — намного больше, чем по воскресеньям ходит на службы в храм, потому что и 18, и 19 января с бутылями разных размеров в жилых районах ходит почти каждый. Примерно как с куличами и яйцами под Пасху. Оно и понятно: народный календарный праздник посильнее церковного правила.
Новенький, пару лет назад построенный храм святителя Николая в Щукине. Еще лет пять — семь назад за освященной водой здесь выстраивалась огромная очередь оба дня. Чаны, подключенные к водопроводу и регулярно освящаемые батюшками, стояли около временной деревянной церкви — внутрь их поместить было бы некуда. На десятиградусном (не крещенский, но тоже ничего) морозце надо было простоять минут сорок. Причем со связкой чистых пятилитровых баклажек: крещенскую воду в грязные не нальешь, она может и должна выстоять целый год, никак не испортившись, но для этого все-таки воде надо «помочь».
Сейчас все по-другому: разливают внутри уже нового каменного храма, чистые бутылки (сколько стоит — сколько не жалко, «на пожертвования») можно взять здесь же. А поток людей хоть и постоянный — очередей не видно.
- Меньше стало приходить?
- Да нет, просто храмов стало больше.
Действительно, за последние несколько лет в округе освятили еще как минимум три храма, теперь и по большим праздникам откровенного столпотворения нет. Но правила повышенной безопасности остались: вход по праздникам — через рамку и «вещи на столик», внутри разделяющий потоки «в храм» и «на водичку» заборчик. И волонтеры, которые специально стоят, чтобы помогать развести наплыв народа. Результат: оживленно, но все быстро и толпы нет.
- Всех хочу попросить, - говорит один из волонтеров. - Пусть приходят за водой тогда, когда нет службы. А то во время литургии очень мешает шум и плеск воды…
Возвращаешься из храма с двумя-тремя пятилитровками — если «принимать» всей семьей по наперсточку натощак каждый день, то как раз на год и хватает (можно, кстати, и разбавлять обычной водой — от этого хуже не становится). Прихватишь еще бутылочку поменьше пожилой соседке — та водой порой лечится. Вот вроде как и праздник начался.
Это не моржевание
Крещенские купания — обычай, который у нас вроде бы всем известен, но именно он совершенно не является каноническим: в отличие от свойств крещенской воды, это не церковная, а чисто народная традиция. Зато, как и с баней (эх, из парилки да сразу в снег… ну, извините, нет снега, а рефлексы-то остались!), это очень хорошо соответствует национальному мифу: русский человек, мол, крепок да удал.
И знаете, что? Не перевелись богатыри, совершенно не перевелись. «Иордани», как еще называют крещенские купели, без дела не стоят. Толп, конечно, к ним нет — и с тех пор, как купелей стало в Москве много, их и не бывало… Но и скучать без дела тем, кто по долгу службы дежурит на «точках», не приходится.
- Слава богу, в этом году лед весь сошел, никого не надо спасать из самопальных прорубей, а то были случаи, - рассказывает спасатель, дежурящий у купели рядом с престижным жилым небоскребом около Строгино. - Людей, кстати, даже побольше, чем год назад: тепло, многие решили попробовать.
И пробуют. Вот со стороны парковки неторопливо подходит семья в полном составе. Хоть на православный календарь. Папа — лет сорока пяти, фундаментальных пропорций, с окладистой бородой. Мама — тоненькая, как тростинка, в модном пуховике оверсайз, из-под капюшона торчит только нос. Трое детей: один совсем еще кроха, на руках, и двое постарше, мальчик лет десяти и девочка чуть помладше.
- И-эх! - первым в воду не прыгает, как это делали все год назад, а спокойно заходит отец семейства, предварительно разоблачившись до формы номер один — плавки и крестик. Потом еще раз крякает, зажмуривается (все-таки не июль месяц) и погружается в воду. Уф. Задание выполнено, с прежним толком и расстановкой (надо же держать фасон!) папа шествует одеваться.
Следом идут старшие дети: мальчик быстро крестится и выполняет тот же номер быстро, девочка долго не решается войти, а потом проделывает все со скоростью молнии. И — быстро на переодевание! Мама с малышом от упражнения в этом году освобождены…
- Подумали, что как раз хорошая, мягкая погода, чтобы попробовать с ребятами, раньше они не окунались, - рассказывает папа. На лицах самих ребят — удовольствие (теплая одежда, чай из термоса), но и сомнение: стоит ли через год продолжать. Наверное, кстати, продолжат: за год холод забудется, а вот это удовольствие нет.
Освящен каждый атом
Но уж если праздновать — так и на службу идти; иначе как-то нечестно! А служба крещенская — она длинная: литургия идет по чину Василия Великого (а не Иоанна Златоуста, как обычно), он раза в полтора дольше. Может быть, именно поэтому в храме много детей: их часто приводят почти прямо к причастию, а то ведь натощак и спросонья не выдержат. А причастие — в данном случае не через час, а почти через два после начала.
Да и в целом людей много — даже при нынешнем обилии церквей в Москве не найдешь такой, где было бы пустынно. Наоборот — там, где принято раздеваться, пальто повесить негде. И ходить по храму приходится осторожно — чтобы никому не мешать.
После причастия, но перед проповедью — еще раз происходит Великое освящение воды, небольшой молебен, после которого священник кропит крещенской водой всех и вся. На кого попало — радостно смеются, если не попало — чуть-чуть досадно. «В праздник Богоявления мы вспоминаем, что Господь освятил весь мир — каждый атом и каждую молекулу, - говорит перед тем, как отпустить людей «с миром», священник. - Но это не повод для нас, с нашими грехами и войнами, гордиться; а скорее повод помнить о том, что всё вокруг благословенно свыше, и благоговеть перед миром».
Снега и мороза в этом году так и не дали — зато Москву порадовали солнышком; дети под праздничный перезвон устроили на замерзших вчерашних лужах катание на «коньках». И, наверное, это знак: пусть все идет не совсем так, как мы задуманы, — мир действительно прекрасен. И стоит этому порадоваться.
Написать комментарий