«Акт вандализма»: идея Макрона осовременить окна собора Нотр-Дам вызвала ярость

Во Франции разгорается ожесточенный спор из-за «нелепого» плана по замене оригинальных окон Нотр-Дама. Ярость вспыхнула, когда президент Макрон раскрыл новый современный жест для собора, разрушенного пожаром в 2019 году.

После пожара в Нотр-Даме в апреле 2019 года, уничтожившего собор Парижской Богоматери, президент Франции Эммануэль Макрон пообещал, что памятник будет восстановлен в “современном стиле”, пишет The Observer.

Были озвучены всевозможные сумасбродные идеи: стеклянный шпиль; 300-футовый светильник из углеродного волокна; бассейн на крыше; крытый сад. В итоге Нотр-Дам был восстановлен в своем первоначальном великолепии и торжественно открыт в этом месяце. Однако теперь стало известно о запланированном “современном жесте”– и это вызвало ожесточенный скандал.

Французская художница Клэр Табуре была выбрана для создания новых витражей с изображением сцен Пятидесятничества, которые будут установлены в часовнях на южной стороне средневековой церкви. Табуре попала в число 100 художников, принявших участие в конкурсе на замену шести существующих окон, установленных архитектором Эженом Виоле-ле-Дюком в 1844 году, несмотря на то, что окна не пострадали во время пожара 2019 года.

Эскизы, представленные 43-летней художницей-фигуративистом Табуре, чьи работы были представлены в павильоне Ватикана на Венецианской биеннале в этом году и который сейчас живет в Лос-Анджелесе, изображают молящихся людей в оттенках красного, бирюзового, желтого и розового. Она будет работать с мастерами-стеклодувами в ателье Simon-Marq, стекольной мастерской, основанной в Реймсе в 1640 году, над воссозданием рисунков на стекле.

План по замене окон часовни 19-го века, которые украшены геометрическими узорами, имеющими скорее историческую, чем эстетическую ценность, вызвал ярость критиков. Венецианская хартия 1964 года, которая кодифицирует руководящие принципы сохранения французских зданий, гласит: “Предметы скульптуры, живописи или декоративно-прикладного искусства, которые являются неотъемлемой частью памятника, могут быть удалены только в том случае, если это является единственным средством обеспечения их сохранности”, и что “действительный вклад всех периодов в строительство памятников архитектуры может быть сохранен, к памятнику нужно относиться с уважением”.

В июле национальный комитет по наследию и архитектуре при министерстве культуры Франции единогласно выступил против плана демонтажа окон Виоле-ле-Дюка, что побудило одного художника отозвать свои проекты с конкурса. Академия изящных искусств также выступила против замены окон. В заявлении, опубликованном в прошлом году, говорилось: “Члены академии обеспокоены тем, что объявление конкурса на создание современных витражей, которое они в принципе поддерживают, предполагает замену нефигуративных окон... Пожар пощадил эти окна. Академия изящных искусств надеется, что другие помещения, начиная с Северной башни, будут рассмотрены для этого заказа на изготовление современных витражей”.

Однако этот план, который, как ожидается, обойдется более чем в 4 миллиона евро, получил одобрение президента Макрона, архиепископа Парижа Лорана Ульриха и церковных властей.

На пресс-конференции после объявления о своем выборе Табуре, выпускница престижной Высшей национальной школы изящных искусств в Париже, сказала, что она “взволнована” этим вызовом, но знает о противоречиях. “Я читала о различных мнениях людей, потому что хочу понять их аргументы, а также придерживаться открытого и двустороннего подхода. Я нахожу эти дебаты увлекательными”, - сказала она.

Дидье Рикнер, французский журналист, историк искусства и основатель журнала La Tribune de l'Art, посвященного сохранению французского наследия, назвал идею замены окон “совершенно нелепой”. Он запустил петицию против этого плана, которая собрала почти 250 000 подписей.

“Президент республики принял самостоятельное решение, не считаясь ни с законом о наследии, ни с собором Парижской Богоматери, заменить витражи в шести из семи часовен в южном приделе современными произведениями искусства после проведения конкурса, - говорится в петиции. - Витражи в Нотр-Даме, спроектированные Виолле-ле-Дюком, были созданы как единое целое. Это подлинное творение, в котором архитектор хотел сохранить верность готическому происхождению собора. Кто дал главе государства полномочия переделывать собор, который принадлежит не ему, а всем остальным? Эммануэль Макрон хочет придать Нотру Дам де Пари характер 21-го века. Возможно, немного скромности было бы предпочтительнее”.

Французская ассоциация памятников культурного наследия пригрозила судебным иском, если план по демонтажу окон Виоле-ле-Дюка будет реализован.

Рикнер сказал The Observer: “Демонтировать окна, которые пережили пожар целыми и невредимыми, и заменять их другими - это просто абсурд. Я не против современных окон как таковых, но просто нет причин заменять эти окна. Кроме того, деньги, пожертвованные людьми на ремонт Собора Парижской Богоматери, уже потрачены на его уборку. Это абсолютно нелепо. Нам сказали, что витрины Виоле-ле-Дюк будут выставлены в музее. Им не место в музее – им место в Нотр-Даме. Нет смысла выставлять их где-либо еще, кроме собора. Их интересует только то, что находится на месте”.

Он добавил: “Я не понимаю, почему Макрон имеет такое влияние на то, что происходит со зданием, являющимся историческим наследием. Это всего лишь тщеславный проект. Что касается одобрения этого церковными властями, то мы должны помнить, что самый большой акт вандализма, совершенный по отношению к французским церквям и религиозным сооружениям в 60–х и 70-х годах, был совершен церковью. У них нет вкуса”.

Стефан Берн, бывший глава "Наследия" Макрона, выразил свое несогласие с этим планом в интервью газете Ouest France. “Я ничего не имею против Клэр Табуре или современных витражей... Но я поддерживаю их, когда старые витражи разрушаются или повреждаются. Вы не можете убрать витражи, которые внесены в список исторических памятников, - сказал Берн. - Почему государство освобождает себя от правил, которые оно навязывает другим? Только потому, что так хочет президент?”

Компания Simon-Marq изготовит шесть новых окон высотой 7 метров и общей площадью 121 кв.м, которые, как ожидается, будут установлены в 2026 году. Табуре сказала, что в витражи она включит мотивы из окон Виоле-ле-Дюк.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"