- Культура
- A
Старший сын в театр гоголя: сын за отца отвечает
В театре Гоголя вышла премьера - «Старший сын» Александра Вампилова. Шаг рискованный со стороны театра: Москва может устраивать фестиваль этой комедии образца 1967 года. В самом деле, и в театре им. Маяковского «Старший сын», и в Театре Олега Табакова, и на Таганке, не говоря об антрепризных и дипломных вариантах вампиловской пьесы.
Сюжет «Старшего сына» не стоит пересказывать: есть фильм Виталия Мельникова 1975-го года, признанный эталонным по тому, как режиссером прочитан текст Вампилова, и как сделан актерский кастинг. Молодые Караченцов и Боярский играли двух шалопаев, надеявшихся заночевать у девчонок, которых подцепили воскресным днём, а те - отворот-поворот: «Чао, мальчики». И последняя электричка перед их носом вильнула хвостом, и ночь поздней весны не обещала тёплых объятий. От перспективы замерзнуть шалопаи начали стучаться в квартиры небольшого дома, где их отшили все (и правильно сделали, нечего по ночам шляться) и только один чудак пожалел их - музыкант Андрей Григорьевич Сарафанов, его в фильме блистательно играл Евгений Леонов. А уж он что на экране, что на сцене был сама правда. И с тех пор его игра в этой картине как точка отсчета для всех, взявшихся за исполнении роли одинокого отца двух выросших детей - Нины и Васенька.
В спектакле Кирилла Пирогова его играет Александр Самойленко, выступивший партнёром театра Гоголя ещё и в качестве продюсера. Из чего следует, что роль Сарафанова для него - мечта, и он сам себе эту мечту подарил. И правильно сделал - нельзя ждать милости ни от природы, ни от режиссеров.
На сцене у художника Максима Обрезкова – время, конец 60-х, где скромность была на грани бедности. Но совсем не унижающей - все так жили. Деревянный столб с электрическими проводами стоит, покосившись буковой «Л», обшарпанная дверь подъезда, детская каруселька из металла, по аскетичному виду которой понятно, что возрастными особенностями производители этой вертушки не заморачивались. Ни ярких тебе красок, ни прочих весёлостей - холодный металл с облезлой краской. Такие стояли в каждом столичном дворе, а у Вампилова действие пьесы разворачивается в провинции, в маленьком городке, где искали приключений приятели, тоже, как потом выяснится, случайные - Владимир Бусыгин (Илья Антоненко) и Сильва. (Антон Лызо).
Случай им дан в помощь: став случайными свидетелями странного и нервного разговора сначала между младшим Сарафановым (Александр Денисов) и Макарской (Мария Лисовая), а потом и самого Сарафанова с пассией сына, и получив таким образом информацию о главе семейства, Бусыгин прикинулся его старшим сыном - ну, правда, не замерзать же? Обман осчастливил всех Но не сразу.

Про путь к счастью и каким он бывает, и что немаловажно, каким может быть перед лицом выбора, сочинил свой спектакль Кирилл Пирогов. И про любовь, конечно, разного свойства и людей разного возраста.
Будучи режиссером, стремящимся в своих постановках к свету, «Старшего сына» Пирогов не стал испытывать социальными проблемами (пару таких видела) или прочей искусственностью в поисках неведомых и, как правило, лукавых смыслов. В его героях есть романтичность времени - 60-ые, Оттепель, как никак, которая ещё не перешла в заморозки. Нет, Вознесенского с Рождественской на сцене никто не читает, но дух в лёгкости, в надежде которая владеет сценой. Лёгкость, которая напоминает хит 60-х «Я шагаю по Москве», но не отменяет жизненных проблем и мрачных будней и не делает из них ужас-ужас, покрывая прекрасную драматургию мрачными красками.
В «Старшем сыне» лёгкости в помощь музыкальный материал: тут и эстрадные хиты, которые написаны на века, и музыкальный фон, стилизованный под 60-ые. Модная песенка несётся из репродуктора со столба, и семейство Сарафановых, нежданно-негаданно приросшее старшим сыном, по этому случаю накрывает на стол, пританцовывая. Ну сын же нашёлся, да ещё и старшенький. Младшенький вон от безответной любви гибнет, став большой игрушкой в руках женщины старше себя лет на десять, не меньше. Каково отцу? А сестре Нине?
Незваного сына играет Илья Антоненко. Его прямой и даже простоватый с виду Бусыгин в дырявом свитере, решивший поиграть в родственные связи, в результате берет на себя ответственность за чужую жизнь, не спрыгивает в самый трудный момент, как Сильва, оказавшийся всего-навсего скользким балагурном. И роль получилась, но в какой то момент ловишь себя на том, что Илья напоминает Максима Аверина, с его вкрадчивой манерой говорить, только ростом меньше, и это мешает восприятию. Очень симпатичная Нина (Юлия Максютина), в меру строгая, но за строгостью этой девочки, которой за отсутствием матери пришлось взять на себя материнские обязанности, чувствуется трепет, незащищённость.
И есть открытия в гоголевском «Старшем сыне», даже два. Первый - Александр Самойленко в роли Сарафанова. Брутал, знакомый зрителю все больше по сериалам, сыграл неудачника-идеалиста, ранимого и нежного. Роль, как говорится, на сопротивление, безусловная удача. Да и фактура артиста (большой, полноватый) предполагает доброту, мягкость. Но Самойленко как раз интересен в сценах раздражения и даже гнева, когда сильная эмоция не может скрыть его подлинной доброты.
И открытие номер 2 - Александр Денисов в роли Васеньки, влюблённого в соседку школьника. Выпускник «Щуки», фактурный, обаятельный, он то как оголенный нерв, то мальчишка, который взялся примерить роль не мальчика, но мужа - забавен и бесконечно трогателен. Качели – это его состоянии первой влюбленности, до потери и обретения себя.
Написать комментарий