«Золотой медведь» Берлинале получила норвежская картина о странностях любви

22 февраля завершился 75-й Берлинский кинофестиваль. Его главная награда «Золотой медведь» за лучший фильм досталась «Мечтам» норвежского режиссера Дага Йохана Хёугеруда, попытавшегося всесторонне рассмотреть структуру любви. Таково решение жюри под руководством американского режиссера Тодда Хейнса.

Глава жюри, подводя итоги фестиваля, восхитился количеством женщин-режиссеров, работающих в киноиндустрии. Он признался, что согласие с коллегами у него было не всегда, но увиденные фильмы всем им доставили удовольствие.

«Мечты» он назвал медитацией любви. Они стали частью трилогии, которая уже была представлена первым фильмом «Секс» в программе «Панорама» на Берлинале год назад. Затем вторую часть «Любовь» показали в минувшем сентябре на Венецианском кинофестивале. У них разные герои, но разговор всегда идет о странностях любви. Третий фильм трилогии - о взаимоотношениях 17-летней ученицы и ее преподавателя французского языка. Свои переживания девушка описывает в дневнике. Бабушка девочки – профессиональный писатель и ей одной из первых предстоит оценить литературный талант внучки.

Три фильма сняты в кратчайшие сроки, два последних - за год. Получая награду, Даг Йохан Хёугеруд, а он не только режиссер, но и писатель, автор нескольких романов, призывал публику читать и писать, тем самым расширяя кругозор. По его словам, «Мечты» - это фильм о пользе чтения.

Норвежское кино не так часто участвует в главных мировых кинофестивалях. Производится оно штучно, не в производственных масштабах и всякий раз впечатляет своей особенной природой и неповторимым стилем.

Гран- при удостоена «Голубая тропа» бразильского режиссера Габриэля Маскаро о недалеком будущем. Стариков массово и навсегда отправляют в колонию, чтобы всем остальным жить стало легче и веселее, освободившись от бремени забот и во имя высших интересов экономики.

Приз жюри «Серебряный медведь» достался аргентинскому «Посланию» Ивана Фанда о путешествии бабушки и внучки, которые умеют общаться с домашними животными, и их услуги чрезвычайно востребованы. В своей речи режиссер говорил о тревожном состоянии культуры и кинематографа в Аргентине.

За режиссуру отметили Хо Мэна из Китая, представлявшего «Жизнь на земле» о нескольких поколениях крестьян, которые едва выживают под тяготами экономических преобразований в стране.

За лучшую актерскую работу награждена австралийская актриса Роуз Бирн в американской картине «Будь у меня ноги, я б тебя пнула» Мэри Бронштейн. Ее героине – психотерапевту – и самой требуется экстренная помощь, а материнство для нее – катастрофа. У нее больной ребенок, и кажется, что все беды мира обрушились на несчастную голову, как выясняется, не самой сильной женщины.

На Берлинале с некоторых пор нет гендерного разделения, отдельных призов для актеров и актрис. По регламенту вручается всего две награды за актерские работы. Вторую получил за лучшую роль второго плана ирландец Эндрю Скотт в «Голубой луне» выдающегося представителя независимого американского кинематографа Ричарда Линклейтера, снявшего фильм о бродвейском либреттисте Лоренце Харте (его сыграл Итан Хоук).

За сценарий жюри отметили румынского режиссера и сценариста Раду Жуде , представлявшего «Koнтиненталь 25». Свою награду он посвятил Луису Бунюэлю, 125-летие со дня рождения которого отмечалось как раз 22 февраля. Героиня Жуде - судебный пристав. Она выселяет пожилого бездомного из подвала, а он в ответ покончил жизгь самоубийством. С тех пор героиня теряет покой, и никто не может вывести ее из этого состояния.

За выдающиеся художественные достижения отмечена «Ледяная башня» (Франция-Германия) Люсиль Хаджихалилович, где Снежную королеву сыграла Марион Котийяр. Эта награда предполагает высокую оценку работы оператора и художника-постановщика, которые отвечают за визуальный образ.

В 2023 и 2024 годах на Берлинале «Золотого медведя» получили документальные картины «На Адаманте» французского режиссера Николя Филибера о парижской психиатрической клинике и «Дагомея» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп о возвращении французскими музеями вывезенных культурных ценностей королевства Дагомея на родину в Бенин.

В нынешнем конкурсе тоже участвовала одна документальная картина «Лента времени», снятая ученицей Марины Разбежкиной, выпускницей московской Школы документального кино, киевлянкой Катериной Горностая. Она о том, как работают сейчас украинские школы.

Самое удивительное событие нынешнего Берлинале было связано именно с Катериной Горностай. Она была беременна, приехала на фестиваль с мужем и неожиданно от волнения раньше времени родила. Произошло это за два дня до премьеры ее фильма. Ребенок родился в немецкой клинике и ему сразу же выдали аккредитацию, на которой было написано «Ребенок Берлинале». Такого в его истории еще не было и этот факт был воспринят, как хороший знак.

После прошлогоднего выступления победительницы Мати Диоп в поддержку Палестины фестиваль обвинили в антисемитизме. Его руководству пришлось отчитываться в вышестоящих инстанциях. Прежняя фестивальная команда по разным причинам ушла в отставку, на смену ей пришла новая.

Теперь из сильных заявлений на церемонии закрытия можно отметить речь румынского режиссера и сценариста Раду Жуде. Перед внеочередными парламентскими выборами в Германии он выразмл со сцены надежду на то, что через год Берлинале не будет открываться фильмом Рени Рифешталь.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"