- Культура
- A
Созрел для дирижирования: Ильдар Абдразаков впервые выступил в качестве дирижера
Ильдар Абдразаков, всего пару месяцев назад возглавивший Севастопольский театр оперы и балета, предстал в еще одной новой роли, и снова на Черноморском побережье. На 18-м фестивале искусств в Сочи он впервые выступил в качестве дирижера, избрав для дебюта знаковое и мощное произведение — «Реквием» Джузеппе Верди. оценил «золотого баса» в новой роли.
Перед началом концерта Ильдар Абдразаков заметно волновался и начал свою речь перед журналистами с благодарности маэстро Юрию Башмету, который и сподвиг певца испытать себя в новом амплуа. Сам Юрий Абрамович прославился как альтист, а потом уже встал за пульт. Башмету показалось, что «золотой бас» тоже созрел для дирижирования, тем более что теперь ему предстоит управлять целым театром (сейчас формируется программа его гастролей, ведь у театра пока нет своего дома, он еще достраивается), а значит, и оркестром стоит попробовать. Тем более что Ильдар Абдразаков, исполняя оперные партии, ярко помогает голосу руками — он всегда активно и эффектно жестикулирует.
— Для меня это очень волнительный момент — все мысли уже на сцене, — признался «золотой бас» за кулисами прессе. — Ощущение, что струна натянута, сейчас выйду, и все полетит, загорится, будет извергаться, как вулкан. Сегодняшний «Реквием» я посвящаю Ирине Константиновне Архиповой, великой певице и моему наставнику, с которой я не раз выступал, и мой дебют — партия Сурина в «Пиковой даме» — был на одной сцене с ней в 1997 году.
Легендарная оперная дива (меццо-сопрано) Ирина Архипова ушла из жизни ровно 15 лет назад, как раз в феврале. Итальянский композитор Джузеппе Верди задумал свою заупокойную мессу тоже в память о старшем товарище, к которому относился с большой сердечностью, хотя тесно не дружил. Когда в 1868 году скончался Джоаккино Россини, Верди, несмотря на свою неприязнь к любой демонстративности, обратился к уважаемым композиторам, чтобы совместно написать реквием в память о великом маэстро. Итогом совместного труда 13 авторов стала месса для хора, органа и большого оркестра. Параллельно Верди задумал собственное сочинение, но не закончил. Спустя пять лет ушел из жизни еще один значимый для композитора современник — писатель-романтик Алессандро Мандзони. Его произведения имели большое влияние на Верди в юности. Тогда Джузеппе вернулся к «Реквиему» и завершил его за год — в апреле 1874 года. Премьера состоялась в мае, в годовщину смерти Мандзони, в театре «Ла Скала» и имела большой успех. После чего «Реквием» прокатился по всем значимым концертным площадкам — звучал в Париже и Вене, Мюнхене и Петербурге. Неудивительно, что Ильдар Абдразаков выбрал для дебюта столь мощную и эмоциональную вещь.
На сцене он появился в классическом фраке и встал за пульт перед Государственной академической хоровой капеллой России имени Юрлова и симфоническим оркестром «Новая Россия». Солировали Динара Алиева (одна из ведущих оперных певиц Азербайджана, сопрано), Агунда Кулаева (заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Рамон Варгас (тенор Венской оперы) и приглашенный солист Большого театра Алексей Тихомиров (бас). Начали бодро — трагический пролог (Requiem е Kyrie) сменился эпической сценой Страшного суда (Dies irae) — это главная, наиболее острая, проработанная и узнавая часть «Реквиема» Верди. Камеры зрительских телефонов, массово фиксирующих знакомую мелодию в исполнении коллективов и солистов под управлением Абдразакова, засвидетельствовали восторг.
Однако пока добрались до финала, публика успела заскучать. «Золотой бас» в новом амплуа, кажется, чувствовал себя неуверенно, движения его казались скованными, а энергия — сбивчивой. Каждый дирижер управляет музыкантами, хористами и солистами не столько палочкой, сколько харизмой и настроем, и, похоже, волнение, ощущавшееся в нестройной речи новоиспеченного дирижера перед концертом, сказалось и тут. Однако ни один зритель не покинул своего места, и мало кто отвлекался на телефон. Время от времени раздавались хлопки, что не принято между частями, но не вся публика знает знаменитую итальянскую мессу целиком. Чаще исполняют ее отрывками — из начала и конца.
Тем не менее заключительный порыв (Lux Aeterna и Libera Me), где, кажется, дыхание музыки жадно глотает последний воздух, а потом обрывается, превращаясь в прощальный шепот, Ильдару Абдразакову удался. За что он и музыканты (особенно был хорош хор) были вознаграждены щедрыми аплодисментами и криками «браво!».
Написать комментарий