- Культура
- A
В Вахтанговском разобрались с ложью и истиной: премьера нового спектакля
На Новой сцене Вахтанговского театра премьера с необычным названием — «Пуф или Ложь и истина». Если с ложью и истиной, вечно находящимися в конфликте все более менее ясно, то слово «пуф» не из нашего лексикона. Однако, после просмотра спектакля Аси Князевой оно вполне может войти в оборот и даже стать мемом. Что такое «Пуф» и как с ним обращаться, рассмотрел обозреватель.
Молодой режиссер Ася Князева, судя по ее постановкам на разных площадках Москвы, не ищет легких путей в искусстве. Вместо того, чтобы ставить бесконечную классику - всяких там «Гамлетов» или «Трех сестер», она выбирает авторов, чьи произведения редко находят путь к нашим подмосткам. Один из таких — француз Эжен Скриб и его пьеса «Пуф или Ложь и истина». Плодовитого французского автора середины XIX века (написал 500 пьес, а также множество балетных и оперных либретто) в отечественном театре представляли лишь две его вещицы - «Адриана Лекуврер» и «Стакан воды». Последнюю, кстати, в своё время ставили и в Вахтанговском для бенефиса Юрия Яковлева, и она же была удачно экранизирована с известными артистами. Но «Пуф» — пьеса у нас почти неизвестная. Ася Князева решила ее открыть для театра и зрителя, сделав перевод и свою версию комедии нравов.

- Пуф - это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием. Всё бахвальство, все фокусы и причитания наших поэтов, ораторов, государственных деятелей — всё это пуф. И известная красавица, ломающая себе голову над тем, как бы получить в подарок бриллианты, — это пуф. Поэт, раздающий звание великого человека всем и каждому ради того, чтобы каждый встречный и поперечный именовал его великим поэтом, тоже пуф, - обьясняет герой пьесы - ловкий делец Сезар Дегоде. Его роль в спектакле играет Евгений Князев, кстати, впервые в постановке своей дочери. Можно только догадываться какие чувства он испытывал на премьере.
Пространство Новой сцены пусто и залито холодным светом. Декорация в серебристо-серых тонах минималистична и состоит из семи дверей, в проемах которых в контровом свете эффектно возникают фигуры в костюмах той же серебристо-серой гаммы (сценография и костюмы Максима Обрезкова). Это представители далекого от нас парижского общества позапрошлого века - государственный деятель, книгоиздатель, светский хлыщ, светская сочинительница, боевой офицер. Но всё, о чем они говорят, чем живут, что делают, во многом напоминает сегодняшний мир, в котором создание мифов, спекуляция на этих мыльных пузырях с целью заработать: одним доход, другим статус, третьим амбиции.

Только у Ася Князевой нет привычки актуализировать важные темы посредством современных костюмов, причесок и прочих примет действительности. Напротив, внешне здесь все ей перпендикулярно: парики в буклях, камзолы, сюртуки, расшитые жилеты — в общем, деловой casual своего времени у мужчин и юбки на каркасах, шляпы, украшения на дамах. Всё это подчёркнуто театрально, изысканно, стильно… Под стать и стиль игры — изящные манеры, безответственная легкость в словах и движениях, притворство, фальшивые интонации - словом, воплощение выражения «врут как дышат». И так же плетут интриги, так что, где здесь ложь, а где истина не разобрать совсем.
В эту изысканную камарилью, как кур в ощип, попадает офицер колониальных войск Альбер д`Ангремон (Николай Романовский/Клим Кудашкин), прямой и честный. Он исполнен благородного желания похлопотать о пособии для семьи своего погибшего командира. Но не тут то было: поближе узнав парижский круг, Альбер, точно как Альцест из «Мизантропа», как Чацкий из «Горя от ума», пытается вывести лжецов на чистую воду, лезет со своей правдой, которая никому кроме него здесь не нужна, но… Этот мир не переделать.

Кстати, герой Скриба по времени появления на свет комедии - последний в галерее подобных образов, и у Аси Князевой он менее склонный к нравоучениям и не такой нудный. Тем более, что его появление в Париже, в этом городе вечного праздника, тянет за собой одну интригу за другой, порождающую комедийные ситуации, связанные в том числе и с романом, который написал сам Альбер на войне, а его никто в глаза не видел, но все хотят к нему примазаться - и очередной пуф с цепочкой интриг уже на подходе.
Комедию в Вахтанговском всегда умели играть. Этот жанр, требующий в высшей степени ансамблевой игры, не допускает потери ритма, перетягивания «одеяла» на себя. На сцене достойный ансамбль - Евгений Князев, Михаил Васьков, Владислав Демченко, Виталий Иванов, Олег Лопухов, Мария Бердинских, Мария Волкова, Николай Романовский, Клим Кудашкин, Григорий Здоров, Александр Колясников, Анастасия Джентилини, Владислава Басова.

И отдельные аплодисменты - Александре Стрельциной. Ее персонаж, обозначенный в спектакле как необученный ангел, среди производителей пуфа живет отдельной жизнью. В белом трогательном костюмчике она возникает за спинами бранящихся персон, заглядывает им в глаза, проходит по заднему плану, забирается на крышу, но постоянно находясь в гуще событий, отыгрывает их - мимикой, пластикой, эмоциями. Александра Стрельцина много занята в спектаклях Вахтанговского, правда все больше в небольших ролях, однако в «Пуфе» ее персонаж становится едва ли не главным. Ее озорное обаяние задает тон на сцене, она, и как ремарка, и как остроумный комментарий к происходящему. Во втором акте ей даже дано скромное право голоса. Нельзя не сказать, что Александра, также как и режиссер Князева, достойно продолжает свою фамилию - ее мама актриса театра Сатиры Нина Корниенко, многолетняя партнерша Андрея Миронова, знаменитая Сюзанна из «Женитьбы Фигаро».
Написать комментарий