- Культура
- A
Дашкевича исключили из композиторов
Композитор Владимир Дашкевич, который в понедельник отметил очередной день рождения, получил массу поздравлений, хотя дата у него совсем не круглая — 91. Но больше всех «отличился» Театр им. Моссовета, где на днях должна состояться премьера спектакля «Щастье». А автором музыки и соавтором либретто «Щастья» как раз и является Владимир Дашкевич. Так вот — фамилии композитора как автора музыки на афише премьерного спектакля нет.
Действительно, если посмотреть на афишные поверхности, которые украшают решетки сада «Аквариум», то можно обнаружить, что фамилия Дашкевича, уважаемого, действующего вопреки преклонному возрасту композитора, написана наверху мелкими буквами рядом с Юлием Кимом — вместе этот дуэт в конце прошлого века сочинил пьесу по произведениям Маяковского. Но что за музыка и кто ее написал для музыкального спектакля, теперь неизвестно. Музыкальным руководителем на той же афише значится Роман Берченко. Но что может музрук? Скажем, может переработать музыку без изменения ее содержания, ну аранжировать. Но чтобы было что перерабатывать, музыка должна быть. Она и есть — знаменитая фолк-опера «Клоп» Дашкевича, прогремевшая в 90-е.
В перестроечные времена «Клоп» стал символом нового времени. Дашкевич и Ким написали фолк-оперу, первая постановка случилась не в профессиональном театре, а в ГИТИСе, в качестве дипломного спектакля на курсе Леонида Хейфица. Режиссером его тогда стал удивительный педагог и режиссер Олег Кудряшов. Спектакль студентов погремел и поехал по стране и миру, а перестроечное время только этому способствовало. Потом «Клопа» поставили еще в Германии, в Белоруссии.
В Германии рецензент сравнивал нашего «Клопа» с «Трехгрошовой оперой» Брехта и Вайля. Статья, как сейчас помню, называлась «Четырехрублевая опера», потому что самый дорогой билет в России стоил четыре рубля.
Но это было чуть ли не 30 лет назад. А что произошло со знаменитым произведением сейчас, отчего оно по милости столичного театра лишилось автора музыки?
— Возможно, все это прописано в договоре автора с театром, где юридические тонкости допускают подобные вещи? — спрашиваю я Владимира Дашкевича.
— По договору я предоставил Театру Моссовета клавир и либретто именно фолк-оперы «Клоп», автором музыки и соавтором либретто которой я являюсь. Вот и все. Когда я на сайте театра увидел, что всего лишь соавтор пьесы, удивился. Тем более что есть разница между либретто и пьесой, и в этой части тоже допущено нарушение. Но это уже казуистика.
— А в договоре есть пункт о том, что театр обязан (должен) был предоставить вам окончательную музыкальную редакцию вашего произведения? То есть так, как оно должно звучать на сцене?
— Да, такой пункт есть — до 20 января я должен был получить переработанный материал (его делал Роман Берченко), но до сих пор ничего не получил.
— То есть за пять дней до премьеры? Этого времени достаточно, чтобы исправить то, что вам, как автору музыки, не понравилось бы?
— Вполне достаточно, если работа сделана профессионально. Но мне ничего не показали, со мной никто ничего не согласовывал, так же, как и афишу. Но ведь люди, которые придут на премьеру или другие спектакли, узнают мою музыку. Значит, их тоже ввели в заблуждение.
Что можно сказать — Театр Моссовета в очередной раз отличился. Непрофессионализм на каждом шагу: и в кадровой политике, и ремонтных работах, и вот теперь — афиша, которая сама по себе выглядит как из прошлого века, так еще и исключившая композитора. А значит, театр оскорбил его. О том, что в «Щастье» по «Клопу» музыка есть, говорит лишь одна строка — «музыкальный спектакль».
Написать комментарий