Новоделы в Ясной Поляне: как изменилась усадьба за 100 лет

За «разношерстные архитектурные новоделы» Ясную Поляну в Сети ругают меньше других — гораздо больше достается усадьбе «Михайловское» или чеховскому «Мелихово», где, мол, исторически аутентичным является только флигель.

Насколько действительно усадьба изменилась за сто с лишним лет?

Ответить на этот вопрос нашего корреспондента заставила… выставка яснополянской керамики, открывшаяся еще в декабре 2024 года.

Если кратко о выставке, то ее создатели решили показать в Толстовском центре на Пятницкой в Москве «глиняную» историю родового имения Льва Толстого, которая, как выяснилось, продолжается и в наши дни.

Все начиналось с приезда в усадьбу знаменитого впоследствии Ильи Гинцбурга, который в 1891 году создал статуэтку писателя. Тогда же неподалеку от Ясной Поляны нашли небольшое месторождение глины — с нею и работал скульптор.

Создатели «керамического» проекта сделали акцент на изделиях из глины, добываемой — не в промышленных, конечно же, масштабах — на склонах реки Ясенки. Из нее по технологии, запатентованной тамошними мастерами, делают разные глечики, статуэтки, тарелки и подсвечники.

Вещи симпатичные, но литературоведческий голод автора этой заметки утолили не они. Равно как и не образцы разноцветной глины в холщовых мешочках, и даже не «объемные иллюстрации» к романам «Война и мир» и «Анна Каренина». (Хотя в глиняных комодных куклах а-ля XIX век, «одетых» в бальные платья и фраки с помощью окрашивания, слышалось эхо искусства, которым много раньше в совершенстве овладели мастера московской Гончарной слободы.)

Свидание Анны Карениной с сыном

Дело в том, что задним фоном выставки выступили картины и фотографии, на которых Ясная Поляна показана во времена Льва Николаевича и в первой половине XX века.

Сразу бросилась в глаза патинная незыблемость, как будто музейщикам удалось законсервировать прошлое, словно насекомое, попавшее в каплю древесной смолы.

Приведу конкретные примеры. В 1913 году Лев Александрович Квачевский изобразил «Столбы при въезде в усадьбу Ясная Поляна». Ну да, дорогу в XXI веке заасфальтировали, поставили металлический мини-заборчик на входе и оштукатурили стены. Но в целом узнаваемость стопроцентная. Я уже не говорю о фото начала прошлого века — если сверяться с ними, то отличия найти практически невозможно.

Картины с видами окружающих усадьбу засечных лесов и лугов обсуждать не стоит — природа в принципе так устроена, что облик ландшафтов, если нет прямого разрушительного воздействия ветра, воды и так далее, может не меняться столетиями. Ну что может случиться с лесным колодцем, холмами или рощами?

Главный дом — такой же. Причем не только его «наружа». Вот перед нами рисунок Ильи Репина «Л.Н.Толстой в комнате под сводами». Современное состояние этого помещения в главном доме, конечно же, «музейно-причесанное», а не жилое, но достоверность опять-таки стопроцентная.

Понятно, что уличная «любимая скамейка Л.Н.Толстого» — совершенно точно недавно сооруженный из березовых бревнышек арт-объект, не претендующий на историчность.

Фотосвидетельства из Ясной Поляны времен Толстого

Но где же «многочисленные новоделы»?

Если сверяться с картиной В.С.Константинова «Ясная Поляна. Житня» (1954) — этот объект, изначально построенный в 1890 году и предназначавшийся для хранения зимой сена и соломы, а также использовавшийся в качестве сарая для сельхозтехники, производит впечатление «совершенно такого же». (В чем можно убедиться, посмотрев актуальные снимки в Интернете, а еще лучше — вырвавшись из цепких объятий больших городов хотя бы на пару дней в Тульскую область.)

Но оказалось, что житня — тот случай, когда человек «сам обманываться рад».

Согласно информации, полученной от пресс-службы Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», все каменные постройки там сохраняются по последнему году жизни Льва Николаевича. Это факт.

Но деревянные — житня, рига, теплица, ледник, дровяной сарай, павильон и другие — все-таки периодически воссоздаются:

— Такие работы всегда выполняются исходя из принципа мемориальности. То есть внешний облик восстановленных зданий в точности повторяет экстерьер своих архитектурных предшественников, которые были построены еще при Толстом.

Получили мы и объяснение причин, почему исходные версии строений не дошли до наших дней. И дело тут не в фашистах, которые «сожгли все деревянные здания во время оккупации», что является таким же мифом или полумифом, как превращение дома писателя в конюшню или его полное разрушение в годы ВОВ, хотя оккупанты успели натворить массу других бесчинств.

Итак, что же на самом деле случилось с деревянными объектами:

— Их срок службы не слишком высок. Есть множество факторов, приводящих к разрушению древесины: климатические и биологические. Одна из главных задач музея — сохранение облика усадьбы. Если специалисты определяют, что состояние той или иной деревянной постройки не соответствует установленным нормам, начинаются новые реставрационные работы. На данный момент последняя восстановленная постройка в пределах заповедника — рига.

Получается, авторы негативных комментариев правы лишь отчасти. И это как с хорошим кино: все знают, что на экране — вымысел, но если режиссер, актеры и декораторы поработали хорошо, пелена не спадает до самих титров. А в Ясной Поляне «декорациями» выступают только некоторые недостающие звенья, все остальное же хранит на себе растворившееся во Вселенной дыхание русского гения.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"