- Культура
- A
Международный день виолончели: история, великие имена и тайны инструмента
29 декабря в мире музыки отмечают неофициальный, но важный праздник Международный день виолончелиста и виолончели. Дата выбрана неслучайно — это день рождения выдающегося каталонского виолончелиста Пабло Казальса, который популяризировал виолончель как сольный инструмент. Как и благодаря кому развивалось искусство игры на виолончели в России, рассказываем в нашем материале.
Нет лишних инструментов в оркестре, но у каждого из них есть свои средства выразительности, свои приемы игры, свой индивидуальный тембр, который каждый музыкант будет раскрывать по-своему. Виолончельный голос — бархатный, благородный, узнать его на фоне других струнных легко. Крупную и увесистую виолончель часто сравнивают с женщиной — чарующая, волнующая, окутывающая своим мягким звучанием, да и по форме она напоминает «песочные часы», с которыми часто сравнивают идеальную женскую фигуру. Играть на ней непросто — требуется огромная физическая сила и выносливость. Но виолончель — инструмент благодарный, с радостью она звучит в руках того, кто по-настоящему ее обожает. Кстати, о ее выдающихся обожателях…
Пабло Казальс. Казалось бы, где Каталония, а где Россия? Но крепкий музыкальный узел между нами есть именно благодаря Казальсу. Музыкант давал регулярные концерты в России, играл на одной сцене с нашими музыкальными Величинами: выдающийся композитор и пианист Сергей Рахманинов, Александр Гольденвейзер — тоже один из лучших отечественных пианистов. А композитор Александр Глазунов посвятил Кальзасу одно из своих сочинений — Концерт-баллада для виолончели с оркестром.
Для виолончели композиторы много писали и прежде. Чего стоят только знаменитые Сюиты для виолончели Баха, которые на слуху у многих. Но Казальсу принадлежит заслуга именно в исполнительском искусстве — виолончель в его руках получила второе рождение. Приемы и техники, которые он сам разработал для инструмента, трансформировали ее звучание, произвели революцию в мире струнных инструментов. Да и для композиторов это стало стимулом для создания репертуара для виолончели. Новые приемы игры обогатили палитру средств музыкальной выразительности, расширили поле композиторской фантазии.
Мстислав Ростропович. Виолончелист-виртуоз, фанат своего дела — игру Ростроповича обожали во всем мире, магический эффект на слушателей производился при помощи…Любви. Известно его шуточное высказывание о том, что много лет спустя, когда он уже развивался как виолончелист, узнал, что во французском языке виолончель мужского рода. Знал бы Ростропович об этом на этапе выбора инструмента, неизвестно, стал бы он виолончелистом, ведь он-то инструмент полюбил, как женщину.
Несколько десятков выдающихся мировых композиторов посвятили Ростроповичу свои сочинения. Фамилии в этом списке впечатляют: Бенджамин Бриттен, Леонард Бернстайн, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке — глыбы!
Борис Андрианов. Спроси у народа, кто сегодня является выдающимся виолончелистом — многие назовут имя Бориса Андрианова и будут абсолютно правы. Он популяризирует отечественную виолончельную школу по всему миру, с одной стороны, а с другой — это тот редкий тип музыканта, который готов к отчаянным экспериментам. Не классикой единой: вместе с знаменитым джазменом Леонидом Винцкевичем они увидели джазовую эстетику в тех самых виолончельных сюитах Баха и записали целый альбом, где, не внеся изменений ни в одну ноту в оригинальных произведениях Баха, с пиететом к композиторскому оригиналу, развили их в духе джаза. Не каждый исполнитель академической школы решится на такой смелый и даже дерзкий эксперимент. А ведь именно Андрианов позвонил Винцкевичу с этой мыслью: ««Посмотри виолончельные сюиты Баха. Мне кажется, что это джазовая эстетика» — вспоминает Леонид Владиславович.
Написать комментарий