Перестройку в жизнь: на ТВ показали современных героев конца 80-х

На ОТР показали рубрику под названием «Пять вечеров с современным героем конца 80-х». Можно сразу было сказать: современный герой перестройки, и будет все понятно. Нет? Ведь перестройка еще не ругательное слово. Молодым не будет понятно? Вот это точнее.

Но были действительно лучшие фильмы этого замечательного (для меня лично, по крайней мере) времени: «Покаяние», «Маленькая Вера», «Курьер», «Плюмбум, или Опасная игра» и «Асса». Вы только посмотрите, какой выбор! Ну, может быть, не хватает еще «Интердевочки»…

На самом деле блестящие фильмы, знаете, с каким удовольствием я все это посмотрел?! Вот такое это было время-событие: еще цела была, даже не думала разваливаться великая страна, но при этом она была почти свободна. «Почти» не считается. Запрещенные книги, выходящие одна за другой, толстые журналы с необыкновенным раритетом, флером этой запретности, фильмы, снятые с полок (один только «Комиссар» чего стоит! А «Легко ли быть молодым?»). А какой был театр! Один «Самоубийца» Эрдмана чего стоит. Или еще один театр — съезд народных депутатов в прямом эфире. Ну, ребята, это было что-то. Мы ведь действительно такого еще никогда не слышали и не видели. Помню сотни людей, которых я встречал, когда ехал после работы домой, и все с приемниками, все идут, по дороге слушая съезд. Да, на наших глазах творилась история.

И вот кино, такое кино. Я помню бесконечную очередь на «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Она, эта очередь, несколько раз окружала памятник Александру Сергеевичу у кинотеатра «Россия», мы там стояли по пять-шесть часов. Вот и посмотрели все кто хотел. Это на самом деле философская притча про Сталина, хотя его там нет. «Что это за дорога, которая не ведет к храму?» — эту великую фразу в самом конце говорит такая же великая Верико Анджапаридзе. Но… Через два года этот фильм показывали в нашем доме культуры «Правда», в типографии которой я тогда работал. Прямо по головам считал: пришли 13 человек, во время сеанса ушли семеро. Вот так, кончилась мода на протесты, на смыслы, на свободу. Сейчас я вам скажу несколько слов в духе Владимира Владимировича (Маяковского). Да, «нате!» или «пощечина общественному вкусу».

Уважаемое агрессивно-послушное большинство. А ведь перестройки вы и не заметили, даже не хотели такое видеть. Вам действительно свобода не нужна? Видимо, нет, не нужна. Была бы колбаса в магазине (на самом деле в магазине московском, остальные ездили сюда в «колбасных» электричках). Конечно, куда вас позвали, туда вы и пошли. Но нехотя, с закрытыми глазами. Мода кончилась, и сливай воду. Тысячелетняя Россия, ау, это же вы?

Наверное, вы обладаете какой-то неистребимой мудростью. Потому что перестройка кончилась развалом, факт. Развалом огромной, великой, любимой Родины. Потому что на самом деле Горбачев не понимал своей страны, да, так ее и не осознал. Он, конечно, хотел как лучше, а получилось… Получилось, что наша страна, которой дали всего-то чуть-чуть свободы, приоткрыли форточку, так и не выдержала этого напора, она просто не смогла так жить. И исчезла, как Атлантида.

Перестройку на самом деле почувствовали, приняли вот именно те, которые 19 августа, нисколько не сомневаясь, шли защищать Белый дом. Но на уровне страны их-то ничтожное количество, а на уровне Москвы процента два, не больше. Потом, отстояв демократическую Россию, уже лет через 10, многие из них каялись, что пошли туда, ругали себя последними словами. А чего ругать, это же было прекрасно.

Вот вам и «Покаяние». Нет, так и не покаялись. А «Маленькая Вера»… Там другой коленкор. Ее снял совсем молодой еще, 26-летний, Василий Пичул. Это был его самый лучший фильм, большего он снять так и не смог и ушел на ТВ. Помню, меня позвали на съемки программы, которую вел Евгений Киселев (признан в РФ иностранным агентом), звезда тех лет. И как этот Киселев придирался к Пичулу, ерничал над ним, был всегда недоволен, тоже помню. А умер Василий очень рано, в 54.

Артисты его там играют грандиозно. Андрей Соколов — ну просто неимоверно, вот живет такой парень, наш человек, современник, и все тут. Потом говорили, что это будет второй Абдулов, не случайно Марк Анатольевич взял его к себе в «Ленком». Одна деталь: второго Абдулова нет и быть не может, а Соколов стал просто хорошим артистом, да. Наталья Негода должна была стать мировой звездой, не меньше. Ведь так сыграть, как она, никто бы не смог, никто. Но и она, мелькнув несколько раз в других картинах, даже хороших, потом уехала и, в общем-то, пропала. А посмотрите на Людмилу Зайцеву. Такая красавица, а ведь сыграла ужасную, равнодушную, некрасивую мать. Вот перевоплотилась, превратилась, обернулась через себя и сыграла. Прекрасная актриса! Наконец, Юрий Назаров. Актер Тарковского за милую душу, серьезнейший, блистательный человек. И сыграл блистательно. Но потом, как те, у Белого дома, каялся, что согласился, потому что считал, что это кино идет на разрушение. Неужели искусство вот так сразу может разрушить огромную страну? Не верю. А что осталось от «Маленькой Веры»? Все почему-то только вспоминают эротическую сцену и ничего больше. А ведь это самый правдивый художественный фильм о советской жизни последнего периода. О ее бессмысленности на самом деле и беспощадности. А съемки были помните где? В городе Жданове, на который без слез и не взглянешь. Который потом вновь стал Мариуполем, похорошел необыкновенно… Что случилось дальше, вы знаете.

Ну а «Курьер» Шахназарова, «Плюмбум» Абдрашитова и, наконец, «Асса» Соловьева — великолепные, всеохватные фильмы. И сделаны прекрасно, правда? Я смотрел и восхищался.

Вот такие мысли навеяла на меня рубрика на канале ОТР.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"