Пыль в глаза и анекдоты про Брежнева: за что ругают сериал «Игры»

Олимпиада в Париже стала идеальным фоном для российского сериала «Игры». Таблоидный флер вокруг Игр-2024 и отчасти романтические воспоминания о московских Играх-1980 как будто созданы друг для друга. Но помогла ли серия парижских скандалов превратить «Игры» в интересный исторический проект о мире, вспоминать который для кого-то одно удовольствие? Есть на этот счет сомнения.

Местные исторические драмы со спортивным уклоном многим нравятся уже тем, что хотя бы здесь наши выигрывают. «Игры» посвящен не голам, очкам и секундам, а скорее предолимпийским кабинетным игрищам, накал которых, впрочем, ничуть не уступает спортивным страстям. В ситуации же, когда недавние Игры в Париже стали серией демаршей в российскую сторону, ностальгия по Олимпиде-80 прямо ложка к обеду. Тогда тоже часто звучали слова «бойкот» и «отмена», но в итоге выстояли, провели, приняли полмира, вошли в историю и все такое.

«Игры» — второе режиссерское погружение актера Евгения Стычкина в советскую историю. Сериал Стычкина «Нулевой пациент» о начале эпидемии СПИДа в СССР был драмой, где игры со смертью и триллер в минздравовских стенах превратились в весьма захватывающий альянс. После прошедшего без особой помпы сериала о трудных подростках «Цикады» в своем новом режиссерском проекте Евгений опять реконструирует исторические события, правда, на этот раз с куда большим размахом.

В центре сюжета «Игр» сын советского функционера, выпускник МГИМО, молодой человек, весьма скептически настроенный по отношению к жизнеспособности советской системы управления. Утомленный молодежным бунтом папаша устраивает отпрыска в оргкомитет по подготовке грядущих Игр, чтобы сын посмотрел, как на самом деле все устроено. В результате парень попадает в нешуточный переплет из подковерных интриг и попыток отстоять Олимпиаду в ситуации, когда ввод советских войск в Афганистан ставит ее под угрозу. Служебный роман с генеральской дочкой, которую тоже отправили в оргкомитет понюхать чиновничьего пороха, прилагается.

Вряд ли имеет смысл упрекать режиссера Стычкина в том, что он вовсю использует опыт, полученный на прошлых проектах. Если уж такой опыт накопился, то странно было бы им не пользоваться. Впрочем, некоторые «тропинки» в «Играх» уж слишком протоптанные.

Сам Евгений, как и в «Нулевом пациенте», играет журналиста, на этот раз британского. Григорий Верник, ставший одним из главных героев «Цикад», в новом сериале снова перевоплотился в мажора с заносчивым характером. Игорь Гордин и Павел Майков, игравшие в «Нулевом пациенте», соответственно, чиновника и сотрудника КГБ, в «Играх» примерили ровно те же доспехи. Конечно, от добра добра не ищут, но всему, наверное, есть предел.

Впрочем, к кастингу претензий не так много. Немало критики обрушилось на молодежь, особенно на Григория Верника, которого почему-то называют совсем не подходящим для роли представителя советской «золотой молодежи». Хотя именно на баловня судьбы Верник-младший похож настолько, что рискует стать целевым актером для таких ролей, пока возраст позволяет.

Молодежи (Вернику и пока не очень раскрученной актрисе Марии Карповой) здесь не позавидуешь. Вроде бы они основные двигатели сюжета, но делать им это приходится на фоне серьезных ребят. Наряду с уже упомянутыми Гординым и Майковым в сериале заняты Сергей Чонишвили, Алексей Серебряков, Игорь Костолевский (актер явно перезагружает свою кинокарьеру, и такие сериалы, как «Триггер» и «Серебряный волк», возможно, обеспечат Игорю Матвеевичу поклонников из более молодых поколений) и даже Леонид Каневский. Все они вносят в кадр так много электричества, что можно забыть о проблемах, ставших для ретро-проектов традиционными.

Чем ближе исторические события, о которых идет речь, тем больше людей, которые помнят подробности. И тем труднее соблюдать набор современных правил приличия. Согласно последним советская эпоха, конечно, кризис и бюрократия, переходящая в самодурство, но вместе с тем время, когда о морали знали гораздо больше, а люди, по крайней мере некоторые, читали хорошие книжки и жили светлыми идеями.

Рисовать кинополотна исходя из таких установок — занятие, способное вызвать здоровую брезгливость, но многие освоили его с каким-то пугающим мастерством. К этому нужно прибавить пыль в глаза, то есть визуальную сторону некоторых сериалов. Наверное, даже люди с острой фобией на местную продукцию могут признать: картинка все увереннее опережает сценарий, а иногда и актерскую игру.

В «Играх» полудокументальный стиль съемки и обработанные кадры хроники настолько лихо дополняют друг друга, что швы между постановочным и настоящим иногда будто исчезают. Техническое мастерство, правда, не очень помогает объединить в единое целое массу сюжетных линий, которые пестрят перед глазами то кабинетными интригами, то тренировками, то советскими танками. Впрочем, ощущение легкого непонимания отлично подходит для рассказа о конце семидесятых.

Если у кого-то были ожидания по поводу того, что Юрий Стоянов в роли Брежнева внесет в кремлевские сцены атмосферу «Городка» и других пародийных шоу, то они полностью оправдались. Явное намерение авторов внести в сценарий некое подобие анекдота про «дорогого Леонида Ильича» выглядит немного спорным. Но хотя бы анекдоты вспомнили.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"