- Культура
- A
Игорь Сандлер раскрыл сокровенную мечту основателя джаз-рока
И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Продолжаю рассказывать вам о замечательных людях и великих музыкантах. Кажется, это то, что не надоест мне никогда! Сегодня хочу поделиться воспоминаниями о встрече с легендарным гитаристом, одним из первопроходцев джаз-рока и фьюжн — Ларри Кориэллом.
Ларри Кориэлл родился 2 апреля 1943 года в Техасе, а вырос на крайнем северо-западе США, в штате Вашингтон. Музыкой он начал заниматься еще в раннем детстве, играл на фортепиано, на гитаре. Подростком играл в рок-н-ролльных группах, но свою будущую профессию не связал с музыкой, пошел учиться на журналиста. Но музыку не бросил, хотя поначалу она была для него лишь отдушиной, любимым хобби. Тогда он играл в одной из самых популярных групп города The Dynamics. Позже он переехал в Нью-Йорк, где попал в группу, сменив гитариста, и дебютировал с этим коллективом, а позже стал одним из основателей группы The Free Spirit, которая считается одной из первых групп джаз-рокового движения…
К большому сожалению, уровень музыкальной культуры в России оставляет желать лучшего. В Москве хорошую прогрессивную музыку практически негде было послушать ни раньше, ни сейчас. Именно поэтому я стоял у истоков открытия с друзьями клуба, в котором можно было насладиться действительно качественной музыкой. Он пользовался огромной популярностью, у нас были постоянные аншлаги. К нам приезжали такие легенды мировой прогрессивной музыки, как Ларри Митчелл, Деннис Чемберс, музыканты группы Jamiroquai, Франк Гэмбл, Скотт Хендерсон, Стивен Гэдд и многие другие. О них я тоже когда-нибудь вам расскажу!
В клубе постоянно выступали лучшие джазовые музыканты Москвы и мира, звучала потрясающая музыка, было много импровизаций, причем музыканты во время исполнения одного и того же трека сменяли друг друга по нескольку раз, включаясь в бешеный ритм музыки, которая звучала в режиме нон-стоп. Каждый концерт был уникальным потрясающим событием, которое продолжалось несколько часов.
Именно тогда ко мне на эфир и заглянул «крестный отец» фьюжн, король джаза и, не побоюсь этого слова, легенда века. Все это относится к замечательному гитаристу Ларри Кориэллу. За 40 лет он записал более 75 альбомов! Наша беседа сопровождалась музыкальными композициями, которые Ларри играл вживую в студии.
Тогда это был уже пятый приезд Ларри в Россию. Он принимал участие в XIV международном музыкальном фестивале «Мир гитары», который проходил в Калуге. Музыкант известен своей любовью к экспериментам и сюрпризам. Буквально за две минуты до эфира он предложил композицию, показал два аккорда и сказал: «Это будет круто!» Так и случилось. Он исполнил в эфире вариации на тему Стравинского. Признался, что поклонник не только русской музыки (Стравинского, Прокофьева и Шостаковича он считает лучшими композиторами середины ХХ века), но и русской литературы. К тому приезду Кориэлл записал два сингла — Languedoc и Penultimate, а проект The Super Guitar Duo стал хедлайнером фестиваля. Также специально для этого выступления Ларри написал композицию River Crossing, которая входит в его большое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года.
До приезда в Калугу Кориэлл успел сыграть в Москве с оркестром Игоря Бутмана. Мы тогда вместе зашли в клуб к Бутману. Его оркестр покорил Ларри. Он был восхищен качеством игры музыкантов. На этом концерте Ларри чувствовал себя как дома, в упоении играл с оркестром. Вечер был просто невероятный, незабываемый! К тому же так совпало, что из Америки в Москву прилетел пианист и аранжировщик Николай Левиновский, мой хороший знакомый и земляк — тоже родом из Саратова. Эта встреча тоже порадовала Ларри, он назвал тот вечер «просто волшебным». Он признался тогда: «В Штатах я давно хотел увидеться с Николаем Левиновским, а познакомился с ним здесь, в Москве. Надеюсь, когда мы встретимся в Нью-Йорке, то сядем спокойно друг против друга и я его спрошу: «Объясни мне, пожалуйста, как ты сделал такую аранжировку для «Каравана»?»
Ларри вспомнил тогда про другую невероятную историю, которая случилась во время одного из предыдущих его приездов в Москву. Тогда в Доме музыки проходил фестиваль «Триумф джаза», одно из главных в то время джазовых событий страны. Его почетным гостем и стал легендарный гитарист из США. В начале выступления Кориэлл признался в любви к России и к «одному из важнейших городов мира — Москве, который соединяет Восток и Запад».
На фестиваль он привез свой музыкальный коллектив, в который входили также Виктор Бейли и Ленни Уайт, и выступили весьма неожиданным составом — с оркестром Игоря Бутмана и «Солистами Москвы» Юрия Башмета. Играли на темы Вивальди, Чайковского, а также написанную специально к фестивалю сюиту Игоря Райхельсона.
А потом, всем на радость, Юрий Башмет, знаменитый альтист, устроил дуэль с Ларри Кориэллом! Этакий симфо-джаз-баттл, если пользоваться молодежным сленгом. Вы только представьте себе эту картину! Затем Юрий и вовсе забрал у Ларри электрогитару, отдав взамен свой альт, на котором Кориэлл сыграл пиццикато, как на гитаре!
Публика была в восторге от столь смелого эксперимента над традиционными музыкальными ценностями: электрогитара хорошо смотрелась в руках лучшего альтиста мира, а альт прекрасно сочетался с седовласым Кориэллом. «Юрий Башмет vs Ларри Кориэлл — ничья» — так, в олимпийском духе, рассудил их поединок Бутман. Победила дружба!
Пока мы общались с Ларри в радиоэфире с живым музицированием, время пролетело быстро и незаметно! Под вечер к нам на огонек заглянул замечательный блюзовый гитарист Сергей Воронов, лидер группы Crossroadz. Тот самый, кому принадлежат слова: «Для меня гитара как женщина, она начинает звучать только тогда, когда ей уделяешь внимание». Вместе они исполнили великолепный блюз. Ларри, как я уже упомянул, — один из зачинателей джаз-рока (позднее получившего более благородное название «фьюжн»), игравший как со звездами классического рока 1960-х, так и с титанами джаза. Среди них — легендарный гитарист Джими Хендрикс, певец и композитор Джим Моррисон, рок-певица Дженис Лин Джоплин.
В тот вечер Ларри поделился одним из своих любимых высказываний: «Сидеть на заборе между джазом и роком». Я спросил своего гостя: «Вы все еще сидите там, на этом заборе?» Рассмеявшись, он ответил: «Я больше не сижу ни на каком заборе — научился нырять в самую гущу рока, джаза и любого стиля. Стараюсь искать музыку чистого стиля».
Также мы немного поговорили о ситуации, которая тогда была в мире, и, думаю, то, что сказал Ларри, и сейчас будет очень кстати! «Мы, артисты, музыканты, — хотя тут я могу говорить только за себя — не ангажированы политически. Я не ангажирован и не закладываю никаких политических посланий в свою музыку. В ней нет никаких посланий, кроме самой музыки. Большинство моих друзей-музыкантов, я уверен, хотели бы установления дружественных отношений между США и Россией. Возможно, нам нужно устраивать больше джазовых концертов. Люди, которые приходят на наши концерты в России, влюблены в музыку. Они не декларируют никаких политических предпочтений. Они попросту забывают обо всех этих проблемах, им достаточно просто музыки. Музыка приносит им радость. А мы со своей стороны рады быть исполнителями. Это наш способ устранения разногласий и кризисных ситуаций, о которых многие говорят. Мы просто отодвигаем их в сторону и наслаждаемся моментом».
Так говорил Ларри Кориэлл — повторюсь, в 2014 году. И хотя времена с тех пор изрядно изменились и даже привычные истины подверглись испытаниям, лично я по-прежнему полностью разделяю эту позицию, верю в то, что творчество объединяет всех и всюду! Поэтому до сих пор на свои радиоэфиры приглашаю музыкантов из разных уголков мира.
Написать комментарий