- Культура
- A
Диана Арбенина призналась, что плачет только под Adele
Собственный юбилей Диана Арбенина решила превратить в своего рода арт-проект, все составляющие которого должны были произвести эффект контрастного душа. В итоге так и вышло, хотя как бы именинница ни жонглировала формами, всюду была она, снова она и еще раз она.
К юбилею рок-дивы, одной из немногих все еще действующих на здешней сцене, сняли документальный фильм, в котором попытались донести до публики масштаб явления. Подобного рода проекты редко носят сенсационный характер и, по сути, перечисляют уже известные факты. Но в случае с Дианой многие из этих фактов редко комментировались от первого лица — певица никогда не любила исповедальные интервью. К важной дате Диана Сергеевна решила достать кое-что из темного шкафа. Не сказать, что о существовании этих секретиков никто не догадывался, но некоторые вещи она все же проговорила, правда без душераздирающих подробностей.
В рассуждениях на тему, что получилось забористее — сам фильм или вечеринка в честь его презентации, — сложно сделать однозначный вывод. Когда Диана выходит на сцену, все индустриальные процедуры разваливаются как картонный домик под напором ее харизмы. А уж если Арбенина закатывает небольшой концерт, даже в месте, не совсем подходящем по формату, то изначальный повод для откупоривания игристого и светских бесед сразу забывается, так же как столичная духота и необходимость держать неприступные лица, подставляя фотографам рабочие ракурсы. В общем, случились спонтанные пляски, как до, так и после показа...
* * *
В воскресенье за три часа до своего юбилея Диана и ее группа вышли на сцену летней концертной площадки в Лужниках. Ходили слухи, будто выступление будет носить акустический характер, но эти песни бывает трудно держать в строгом порядке. И если «Наотмашь», выбранная для начала сета, прозвучала достаточно интимно, то к фирменному нон-стопу из «Катастрофически» и «31-й Весны» группа уже шпарила отвязный рок, а народ в партере не жалел ни голосовых связок, ни суставов.
Впрочем, концерт получился все же не совсем обычным. Год назад Диана отмечала свой день рождения большим стадионным шоу с соответствующей режиссурой действа. В том концерте почти не было пауз, хиты и эмоциональные подводки к ним не отпускали публику ни на минуту, что логично при перформансе на тридцать с лишним тысяч человек.
На этот раз размеры площадки и общая атмосфера располагали к более свободной форме. Можно было и вести душевные беседы, и принимать фанатские подарки, и даже прерывать песни, чтобы пристыдить обитателей VIP-лож за скупость на эмоции.
Иногда все выглядело немного театрально. Диана примеряла подаренные кепки, стреляла в публику из пневморужья своими фирменными майками («я подсмотрела это на концерте Адель, но решила, можно и здесь повторить»), наконец, пустилась в смелое плавание через партер к тем самым прохладным «випам», чтобы забраться к ним на высоту второго этажа и посмотреть в глаза.
Однако эффектные жесты не затмили важность слов некоторых песен. «Крысы стаями — предчувствие беды. Я их ненавижу, ненавижу, как и ты. Паранойя заражает все вокруг. Шизофреники сжимаются в смертельный круг…». Возможно, у трека «Крысы» со свежего EP Live Ulyss есть масса авторских смыслов, но сейчас эта песня воспринимается более чем однозначным образом.
Емкие высказывания всегда были частью авторского таланта и творческого кредо Дианы. Мы помним разную Арбенину. И предводительницу фэн-отряда весьма боевого вида девиц, способных кого угодно затоптать своими «гриндерсами», и настоящую леди в эффектном платье в федеральном эфире, поэтессу и прозаика, даже киноактрису, но неизменно редкую птицу. Она могла погружаться в рок, заигрывать с поп-музыкой, подходить к границе эстрады и шансона, но при этом быть внимательной к каждому слову своих сочинений. «Песни — не дешевки», — сказала она в стародавнем интервью «ЗД» и, видимо, по-прежнему придерживается этого принципа, счастливыми свидетелями которого стали тысячи зрителей на юбилейных торжествах-кинопоказах-концертах в Москве.
Надо заметить, что не всем и не везде так везло в последнее время. «Двенадцать каких-то кривоногих упырей написали какие-то бумажки…», — в сердцах заявила Диана, когда в Хабаровске отменили два ее шоу. В этих словах не только личные гнев и возмущение, но и недоумение сотен тысяч людей, для которых музыка сейчас стала ментальным спасательным кругом. И Диана по-прежнему готова его бросать, спасая чьи-то души, по заветам другого символичного поэта и певца.
Спасение в ее случае превращается при этом в отменный рок-н-ролльный драйв, кураж и ожидаемый кайф: красивая, поджарая Диана вся в татуировках бодро скачет в майке и джинсах с микрофоном, лирично шелестит струнами или отсчитывает сухие гитарные ритмы, как страницы сотен прочитанных книг, начистоту разговаривает с толпой и поет то, что написала за последние, наверное, лет 40: «Секунду Назад», «31-я Весна», «Асфальт», «Разбуди Меня», «Катастрофически», «Неторопливая Любовь», «Ты Дарила Мне Розы», «Рубеж», «Пароходы»...
Тем временем новые песни тоже очень быстро набирают популярность, и Арбенина явно не сбавляет хода своего рок-парохода. К упомянутым прошлогодним «Крысам» в этом году вышли три клипа: «Бог Ушел», «Андрей» и «Обоюдное Согласие», все на очень тяжелые с психологической точки зрения темы. На время или навсегда — вопрос, но пока Диана ушла от историй чувственной любви, ее воспеваний и каверз и обратилась к философским, вечным вопросам о высших силах, жизни, справедливости, покаянии, воздаянии, доброте и т.д.
Не оттого ли в список обязательных дел она включила и камерное выступление в церкви в день своего рождения, зарождая в своей жизни некую традицию? В единственный на тот момент раз она выступила со своими «Ночными Снайперами» в первой католической церкви Амстердама De Duif как раз в свой прошлый юбилейный год, десять лет назад.
Теперь же возникло ощущение, что 8 июля, по крайней мере в соцсетях, стал просто национальным «Днем Дианы» со всеобщими поздравлениями и видеозаписями с того самого концерта накануне. В разговорах со зрителями она искрила мудростью: «Я в свои без пяти минут 50 точно понимаю, что это (этот момент жизни. — «ЗД») никогда не повторится. Поэтому если уж пришел, то пришел; если влюбился, так влюбился; если уж запел, так запел». Принцип сильной личности: если делать, так делать на полную.
И если в этой формуле жизни остановиться на «уж запела, так запела», то в эти юбилейные моменты «ЗД» попросила Диану рассказать о «саундтреке» ее жизни. Иногда выбор музыки говорит о человеке намного больше, чем можно себе представить. Диана отвечала лаконично, конкретно, в свойственной ей манере, но в ее ответах есть место и удивлению, и улыбке.
* * *
— Каким было первое музыкальное впечатление в жизни?
— Чайковский, «Времена года». Родители ставили с рождения пластинку.
— Какая песня была самой любимой в детстве?
— Елена Камбурова, песня про елочку. Вообще, в детстве музыка была постоянно. Камерная, Вероника Долина, Булат Окуджава, Александр Галич, конечно французы, Мирей Матье…
— Какую первую песню исполнили со сцены?
— Гитара была потом. Сначала пианино. «Зонтики» в концерте на Чукотке (детство Диана провела в Магадане. — «ЗД»).
— Под какую песню нужно признаваться в любви?
— Только не под Yesterday Маккартни))).
— Какую песню вы первой выучили на гитаре?
— Окуджава, «На фоне Пушкина снимается семейство».
— Первая пластинка, которую вы купили?
— Elton John, студия грампластинок «Мелодия».
— Какая песня напоминает вам о доме?
— Строго сказать, дома у меня нет. Я же музыкант и постоянно в дороге. Если про детство на Севере, то «Звезда Аделаида» Бориса Гребенщикова* (признан Минюстом РФ иноагентом. — «ЗД») и «Все пройдет, и печаль и радость» Михаила Боярского. Отец с мамой пели эту песню, и отец играл на гитаре.
— Песня-прилипала, которую сложно выкинуть из головы?
— Последняя, над которой работаю.
— Музыка или песня, под которую вы не можете не танцевать?
— Часть плэйлиста прилагаю (для верности расшифровываем скриншот: «Love Runs Out» OneRepublic, «Back to Black» Amy Winehouse, «Under» Alex Hepbern, «No Curtain Call» Maroon 5, «Waiting For Love» Avicii, «Tired Of Being Sorry» Ringside, «Sorry» и еще две песни от Nothing But Thievers, «Wish I Knew You» The Revivalists, «Supreme» Robbie Williams. — «ЗД»).
— Мелодия или песня, которая заставляет вас плакать?
— Adele «Someone Like You».
— От какого дуэта вы не смогли бы отказаться?
— Хочу найти классного парня-музыканта, с которым спою «Секунду назад».
* * *
Юбилейный концерт Диана Арбенина завершила песней «Весь мир идет на меня войной» группы «Кино». Музыкальный напор «Ночных Снайперов» и их реактивной фронт-рок-дивы слился с восторженной реакцией публики в мощный и взрывной энергетический поток, и тут возникло подозрение, что если бы Виктор Цой был жив, то ответ Дианы на заключительный вопрос нашей анкеты выглядел бы, возможно, не только иначе, но и намного конкретнее…
Авторский коллектив «ЗД» от души поздравляет Диану Арбенину с юбилеем:
Написать комментарий