К 1000-летию Суздаля в его кремле открылась выставка «Русский феникс. Суздальская земля»

В кремле Суздаля к 1000-летию первого летописного упоминания древнейшего города открылась выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Она создана силами Музеев Московского Кремля и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Это совместный проект двух равноправных партнеров, но большую часть экспонатов представил Владимиро-Суздальский музей-заповедник, ставший инициатором юбилейного начинания. Выставка разместилась в Крестовой и Архиерейской палатах Суздальского кремля и посвящена многовековой истории города, знавшего периоды расцвета и упадка.

В Музеях Московского Кремля немало сокровищ, связанных с историей Суздаля. По словам их гендиректора Елены Гагариной, они веками хранились в великокняжеской, а затем и царской казне и, впервые покинув пределы Московского Кремля, вернулись на историческую родину. Правда, только на время. Авторы выставки обращают внимание на то, что после татаро-монгольского нашествия 1237–1239 годов, когда Новгород окончательно обособился от других русских земель, а Киев, разграбленный ханом Батыем, утратил свое прежнее значение, именно сюда стекались люди. Северо-Восточная Русь испытала влияние двух империй христианского мира — восточной, Византийской, и западной, Священной Римской.

Елена Гагарина открывает выставку в Суздальском Кремле. Фото — Светлана Хохрякова

В экспозиции представлены домонгольские памятники с XI–XIII веков, а это золотой век Великого княжества Владимирского. Первое, что видит посетитель при входе, это поразительной красоты южные врата суздальского собора Рождества Богородицы, относящиеся к 1230-м годам. В каждом стенде — реликвии, богатство которых поражает воображение: ковчег святого Димитрия Солунского, серебряные украшения из Большого кремлевского клада, первая копия иконы Владимирской Богоматери, которая предположительно написана Андреем Рублевым для Успенского собора во Владимире. Позднее ее перенесли в Москву, чтобы уберечь от нашествия хана Тамерлана.

Один из самых привлекательных экспонатов — шлем Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, конца XII — начала XIII века из железа и серебра, украшенный резьбой и чернью, прибывший из Первопрестольной. Шлем украшают чеканные украшения с изображениями святых. Здесь и оружие княжеских дружин, реконструкция ожерелья из бусин разных регионов земли русской, жуковидные подвески из серебра предположительно со шведского острова Готланд, относящиеся ко второй половине XI — началу XII века. Серебряные украшения из клада, найденного недалеко от Суздаля в 2008 году, вероятно, принадлежали знатной женщине. На браслетах изображены архитектурные детали владимиро-суздальских храмов, украшенных резьбой.

Древняя икона «Богоматерь Корсунская». Фото — Светлана Хохрякова

Пожалуй, самое сильное эмоциональное впечатление производят экспонаты, связанные с историей Покровского женского монастыря, основанного в середине XIV века и ставшего местом ссылки знатных особ, опальных царских жен. Они — как свидетельства женской скорби и слез. Аристократичные страдалицы часто жертвовали в монастырь. Так, Анна Федоровна Локтева, принявшая постриг и поселившаяся в монастыре после смерти влиятельного мужа и вельможи при дворе Ивана Грозного, представлена иконами в роскошных окладах — «Спас Вседержитель» и «Богоматерь Владимирская». Это яркие образцы еще и ювелирного искусства конца XVI века.

В женском монастыре было развито искусство вышивания, и на выставке представлен покров первой статусной насельницы монастыря Саломеи Сабуровой, которую Василий III насильно постриг в монахини после долгих лет бездетного брака. Считается, что покров с изображением Ефросиньи Суздальской был создан в мастерской Саломеи Сабуровой.

Два так называемых литургических покровца, согласно оставленным на них надписям, изготовлены и вложены в храмы Суздаля Ириной Годуновой, у которой тоже не было потомства. Еще два покровца связаны с пребыванием в монастыре снохи Ивана Грозного — первой жены его сына Ивана, которая тоже была пострижена в монахини и находилась в Покровском монастыре. Часто богатые вкладчицы жертвовали серьги и рясны (височные подвески), которые привешивались к цате и венцам и украшали иконные образы. Грустно, что в самом Покровском монастыре ничего лучше не придумали, как обустроить гостиницу.

Евангелия XVII века. Фото — Светлана Хохрякова

Представлены и вклады Дмитрия Пожарского — евангелие и крест, семейная реликвия — икона Казанской богоматери, а также братьев последнего царя, представителя Рюриковичей на русском престоле, Василия Шуйского: кадила, водосвятные чаши. Есть и перламутровая чарка, согласно надписи принадлежавшая самому Василию Шуйскому.

Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион (уроженец Владимира), живший в конце XVII века и отстроивший Архиерейские палаты Суздальского кремля, представлен церковной утварью, Евангелиями в драгоценных окладах. Посетители увидят саккос (богослужебное облачение) патриарха 1648 года из турецкой ткани, затканной изображением Иисуса Христа на троне.

При Иларионе и на его средства был канонизирован великий князь Владимирский Георгий Всеволодович, павший в битве с монголо-татарами в 1238 году. Необычные золоченые пластины с серебряной раки с его мощами привлекают внимание, и неискушенные зрители даже представить не могут их назначение.

Иконы XVI века. Фото — Светлана Хохрякова

Заключительный мощный аккорд — уникальная икона Богоматерь Владимирская, относящаяся к 40-м годам XVII века. Создана она по заказу патриарха Иосифа в память его избрания на престол в 1642 году.

Выставку сопровождает запись хора Спасо-Евфимиева монастыря — прекрасного, услышать который в родных стенах истинное удовольствие. Когда он звучит фоном, не оставляя ни на минуту в тишине, то мешает восприятию и утомляет. Но таково концептуальное решение принимающей стороны.

Гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, открывая выставку, призналась: «Я восхищаюсь сотрудниками наших музеев, которые отобрали и отреставрировали уникальные вещи. И дизайнерами композиции, сделавшими необычную конструкцию, позволяющую увидеть в великолепном антураже предметы, которые являются гордостью Суздальской земли. Стиль полностью изменен для того, чтобы выставка приобрела современное звучание. Реставраторы той и другой команды приложили большие усилия не только для того, чтобы привести все вещи в порядок, а чтобы они могли безопасно перенести дорогу».

В разговоре с Елена Юрьевна сказала, что выставка сделана в нереально короткие сроки — в течение года. Ее идея принадлежит директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерине Проничевой, решившей таким образом отпраздновать 1000-летие Суздаля. А само название «Русский феникс» связано с тем, что Суздаль не раз горел, уничтожался и возрождался, как волшебная птица феникс из огня, и становился еще более прекрасным.

Раритеты XVII века. Фото — Светлана Хохрякова

— Насколько вы были свободны в творческом полете, когда создавали выставку?

— Мы были абсолютно свободны. Творчество без свободы невозможно.

— Но это же официальная выставка, посвященная важной дате, и открывается она в День России...

— Это не официальная, а художественная выставка. Официальная выставка — та, где представлены какие-то плакаты и определенные сюжеты, рассказывающие, например, о нынешней политической ситуации. Наша выставка говорит об истории Суздаля и в целом об истории этого региона, даже шире — об истории страны, и связана с очень трагическими событиями.

Мало кто из нас сейчас представляет, что такое было татаро-монгольское нашествие: ужас, который русские люди переживали на протяжении не десятилетий, а столетий. Но какие замечательные произведения создавались тогда! Какие известные и знаменитые в истории люди молились перед этими иконами! О чем они просили? Это очень важно показать сейчас.

Та полная творческая свобода, которая была нам предоставлена, стала важным моментом, позволившим показать все нюансы и подробности той древней и очень далеко стоящей от нас истории, но важной и являющейся частью истории страны.

— Задумывая выставку, каким видели соотношение прошлого и настоящего? Сейчас много мультимедийных проектов, за которыми нет ничего, кроме быстро сменяющихся картинок, и так мало тактильного, материальной культуры.

— Когда мы говорим о выставке, которая создается в музее, то прежде всего имеем в виду реальные памятники, находящиеся в определенном контексте. Виртуальная история должна помогать понять и оценить произведения искусства, находящиеся перед вами. Это не нечто, на что люди должны приходить и смотреть, — имею в виду виртуальные, вспомогательные материалы, а действительно некие помощники, позволяющие лучше узнать историю, ближе рассмотреть памятники истории и культуры.

Макросъемка — важный современный тренд. Ближе увидеть все детали, которые невозможно рассмотреть, даже если берешь такие исторические памятники в руки. Когда выставка насыщена подобными вспомогательными материалами, которые помогают, а не оттягивают внимания на себя, то это очень хорошо. И когда их значительно меньше, чем реальных артефактов эпохи, то это всегда на пользу делу.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"