- Культура
- A
В России рассказали о двойниках вождей: от Николая II до Бориса Ельцина
На канале ТВЦ показали документальный фильм «Двойники вождей». Ну очень интересно. И актуально. Ведь на самом деле: а был ли мальчик? А были они, двойники?
Итак, по фильму, двойники действительно были у всех наших вождей, начиная аж с Николая II. Ну да, эпоха-то жуткая, жутчайшая (как говорил Райкин). Гаврило Принцип застрелил кронпринца Австро-Венгерской империи, убили Столыпина, Распутина, трех министров русских внутренних дел, великого князя, губернаторов, полицмейстеров не счесть… Ну надо же тогда царю-батюшке как-то предохраняться. Вот двойник и выход из положения… До поры до времени.
Про Ленина почему-то здесь ничего не говорилось, хотя мы помним, как в него в упор стреляла Фанни Каплан. А уже Сталин… Там, как оказалось, двойник на двойнике и двойником погоняет. Их было шестеро — вот так. Было или не было? То ли да, то ли нет — не поймешь.
Опять же Хрущева пропускаем, все-таки началась вегетарианская жизнь, и когда уже убирали самого Никиту Сергеевича, то не расстреляли, слава богу, а всего лишь в отставку за волюнтаризм, понимаешь.
Но у Брежнева двойники были, точно. Об этом все знают, но особенно не распространяются. Намекают хотя бы, и то хорошо.
Дальше Андропова и Черненко пропускаем — а кому они были нужны? И вот Горбачев Михаил Сергеевич собственной персоной: гласность, перестройка, ну вы всё и так помните. Он пошел в народ и, кажется, ничего не боялся. Конечно, телохранители, но и только. Куда же мы без охраны?! Только 7 ноября 1990 года, когда та самая перестройка уже дышала на ладан, на последнего генсека и первого президента состоялось покушение. Некий товарищ Шмонов (который нам совсем не товарищ) стрелял в нашего реформатора во время шествия и демонстрации. Его быстро накрыли, взяли, посадили, и демонстрация продолжилась. Но в документалке нам сказали, что Горбачева-то быстро поменяли и на Мавзолее уже стоял двойник по имени Коля. Да, его звали Коля. Общался с Рыжковым, махал ручкой. А оказывается, царь-то ненастоящий! Вы об этом раньше знали? Никто не знал.
Кто там у нас следующий? Борис Николаевич. Вот и он туда же. Помните, как в 96-м на выборах танцевал шейк, твист и всё такое с Женей Осиным. Очень зажигательно! А на самом деле? Конечно, вы уже догадались: это был не он, не Ельцин. Настоящий Ельцин лежал в это время в больничке, все-таки сердце… А этот как новенький.
Ну что, вы всё поняли? Пятьдесят на пятьдесят. Либо блондинка встретит на улице динозавра, либо нет. Вот такое кино, историческое, документальное. И очень, очень серьезное.
НА ФОНЕ ПУШКИНА
«На фоне Пушкина снимается семейство. / Фотограф щелкает, и птичка вылетает» (Булат Окуджава).
225 лет исполнилось Александру Сергеевичу. Ну чем не юбилей?! Конечно, дата не круглая, но, как известно, если захотим, мы и ее сделаем круглой. Да, мы можем.
Пушкина нам показали, выдали на всех каналах. Вот вам художественное кино, документальное. Вот разговоры по душам о «нашем всём». Вот театр, вот Безруков, конечно. Да и не только он, Пушкина читали лучшие, самые лучшие. И «Маленькие трагедии», и «Полтаву», и «Онегина», вестимо, великолепная экранизация его сказок… Пушкин стал звездой на эти дни, сверхзвездой. Суперстар — это по-нашему.
Телевидение постаралось как никогда. Оно хотело как лучше. Хотело дать нам как можно больше Пушкина, чтобы мы наконец прозрели, одухотворились, стали лучше. И это прекрасно!
Последний раз в России столь мощные торжества, связанные с Пушкиным, прошли в 1937 году. Вся страна, все честные люди советской земли отмечали 100-летие со дня смерти поэта. Тогда ТВ еще не было, но было радио, торжественные заседания со Сталиным во главе, сидящим в президиуме. Пушкин с нами, над нами, куда же мы без Пушкина. Он в каждом из нас, в тебе и во мне… И был еще тот самый 37-й, когда людей хватали по ночам, пытали, убивали. Эх, умом Россию не понять… Хотя это уже Тютчев.
И вот сейчас.
«И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я Свободу / И милость к падшим призывал».
Это читали, заучивали наизусть в нашей стране все поголовно. «Чувства добрые», «свобода», «милость к падшим»… Или, может, прочитали и забыли? Вылетело из головы за ненадобностью. Читаешь новости: убили, зарезали, ограбили, обманули. Кто виноват? Пушкин, само собой. А ведь Александр Сергеевич так старался сеять разумное, доброе, вечное.
Ты слишком много захотел, скажут мне, ты вообще хочешь невозможного. Один человек, даже такой великий и прекрасный, один поэт (который в России больше чем поэт) не может ничего сам по себе. Прочитал и забыл.
Но Пушкин многогранен. Сейчас, например, в моде его «Клеветникам России». Он хорош уже тем, что каждый может найти в нем что-то свое. Личное, интимное. И государственное, державное. Вот такой огромный Поэт.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПОРТОС
На канале «Москва. Доверие» есть программа «Киноулица». Ее ведет Валентин Смирнитский, наш любимый Портос.
Как ведет! Душевно, умно, со знанием дела. А как ему не знать, если к нему в гости приходят коллеги-артисты. «Бойцы вспоминают минувшие дни», ну и прекрасно. Между собой они все знакомы-перезнакомы, но многое зависит от ведущего. Он их любит, он их знает. Да и сам кинематографический процесс, все детали, конечно же, не скрыты от нашего Портоса. Великолепный артист и очень душевный человек, вот так. Вокруг него в студии (здесь даже слово «студия» не подходит, потому что идет теплый, заинтересованный разговор между людьми) создается такая позитивная аура, и хочется это смотреть и смотреть.
10 июня Валентину Георгиевичу исполнилось 80. От души поздравляем! Тысяча чертей… пора-пора-порадуемся! Несмотря ни на что.
Следующая колонка выйдет 3 июля. Отпуск.
Написать комментарий