Дом Вахтангова во Владикавказе отметил свой первый день рождения

Свой первый день рождения отмечает Дом Вахтангова во Владикавказе. Открытый год назад, он довольно быстро стал достопримечательностью города, местом притяжения жителей и гостей. Более того, стал культурным центром, который задает столичный уровень всем мероприятиям, проходящим и в городе, и в регионе. О том, как здесь отметили первый день рождения дома основателя знаменитого театра в Москве, — обозреватель.

Владикавказ в легкой дымке перед дождем, а кусты сирени возле Дома — любимого дерева Евгения Вахтангова — за год уже успели подрасти. Возле каждого табличка: кем были посажены ровно год назад: Вележева, Князев, Добронравов, Аронова, Вдовиченков, Купченко, Рутберг, Сотникова, Есипенко и так далее. Да, год назад под холодным проливным дождем и почти при минусовой температуре открывали восстановленный из руин дом основателя театра, поразивший всех тогда и красотой, и уютом, и домашней атмосферой. Как будто хозяева ненадолго вышли и вот-вот вернутся — так устроена мемориальная зона на втором этаже с артефактами своего времени. Здесь гармонично сочетаются исторические экспонаты, документы и современные технологии.

На открытии собралось много народу: губернатор, местные чиновники, студенты театрального факультета, жители города, журналисты, полно камер.

— У нас сегодня важный день, — начинает директор Вахтанговского Кирилл Крок, — самому младшему, а значит, самому любимому нашему ребенку мы отмечаем годик.

Кирилл Крок гордится своим детищем, и результаты годовой работы Дома действительно впечатляют — за год его посетили 9719 человек, а это значит, что каждый день в музей приходят 40–50 человек. А в арт-кафе, расположенном на первом этаже, за 365 дней прошло 303 мероприятия, и на них побывали 11 696 зрителей.

В ответном слове глава республики Сергей Меняйло, поддержавший в свое время проект по восстановлению Дома, подчеркнул роль столичного театра в сохранении родового гнезда Вахтанговых. Так и сказал: «Благодаря театру и лично вам, Кирилл Игоревич, дом сохранился, а мог исчезнуть с лица земли». И это та правда, с которой не поспоришь: я-то помню «воронью слободку» с 13 коммуналками в центре города, о которой сейчас здесь ничего не напоминает.

Но день рождения — это не только речи, подобающие случаю, но еще и подарки, о которых мы узнаём после краткой официальной части. Что же получил Дом Вахтангова на свой первый год рождения? Вот это, пожалуй, самый интересный рассказ, не лишенный несколько детективного налета. В действующей экспозиции Дома прибыло — недавно открытые артефакты из личного архива Евгения Багратионовича, переданные музеем театра в Москве. Замдиректора Антон Прохоров ведет экскурсию и рассказывает, что коллекцию пополнил аттестат будущего режиссера с отметками об окончании гимназии во Владикавказе. Из него следует, что Женя Вахтангов учился так себе, был троечником, один раз его оставляли на второй год.

— Сохранились гимназические журналы, где Женя с друзьями обменивались шутками, — рассказывает Антон Прохоров, — а еще по рукам гимназистов ходила книга «Антигона», на страницах которой они на уроке греческого писали друг другу бог знает что. Одна из записей звучит так: «Вахтангов — дура». В общем, дописались.

В отличие от будущего супруга Надежда Байцурова с отличием окончила женскую гимназию в Тифлисе. Под стеклом уже заняла свое место афиша спектакля «Пробел в жизни», датированная 3 января 1902 года. Именно в этой постановке в этот день Евгений и Надежда впервые вместе вышли на сцену, где он играл роль аптекаря. Надо сказать, что при первой встрече Надежде этот «аптекарь» не понравился своим надменным, как ей показалось, видом. «Что это за Чайльд-Гарольд?» — спросила она подругу, но прошло немного времени, и она призналась, что влюбилась в гимназиста.

Согласно открывшимся документам развеялись некоторые мифы: так, выяснилось, что будущая супруга Вахтангова была старше его на три года, а не младше на два, как считалось до сих пор. А знаете, что в день венчания, которое произошло в Москве в 1905 году, подарил своей суженой сын табачного фабриканта? Не бриллианты (отец отказал сыну в финансах и не дал благословения), а книгу лидера российских анархистов Кропоткина «Записки революционера». Открывшиеся документы показывают неизвестные стороны характера Евгения Багратионовича. Например, он всегда контролировал и записывал свои расходы, и, в частности, в записных книжках можно прочитать, в какую сумму ему обошлось венчание — в 33 рубля. Из них 10 пошло «на попа, а пять — дьякону», еще на свечи и флердоранж тоже.

Во Владикавказ из Москвы привезли с десяток открыток из найденных 70, которые Евгений отправлял Надежде в основном из Москвы, а вот ее ответы супруг не сохранил или они утеряны. Можно почитать письма к сыну Сереже, который, кстати, отца никогда не звал папой, а обращался к нему как к Жене или Женьке. Два таких письма под стеклом так и подписаны.

Так в чем детективность истории? Об этом поведала старейший работник музея театра Маргарита Литвин. Документы, которые приехали сейчас в Вахтанговский дом, хранились в Москве, в сейфе архива. Будучи еще молодыми сотрудниками, Литвин и ее коллега Ирина Сергеева в 1961 году поклялись Рубену Симонову, руководившему в то время театром, никому не давать эти документы, потому что директора, особенно в 90-е годы, относились к архиву без трепета. И только поверив в серьезность намерений Римаса Туминаса и Кирилла Крока по восстановлению Дома Вахтангова, с чистым сердцем передали их во Владикавказ.

— Дорогой Евгений Багратионович, с первым днем рождения вашего Дома, — поднял бокал шампанского Кирилл Крок.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"