- Культура
- A
На выставке художница Арутюнова рисовала вечную зиму и выход из нее
Черное солнце над оставленным городом. Сухие ветки, напоминающие костяные лапы чудищ. Картины, живописующие вечную зиму без единого намека на жизнь. Черные керамические скульптуры, похожие на тварей из голливудского ужастика. От выставки молодой художницы Полины Арутюновой — холодок по коже. Проект победительницы «Фабричных мастерских», что показывается в Центре творческих индустрий «Фабрика», получил название «Навь».
Согласно славянской мифологии мир делится натрое — явь, правь и навь. Явь — мир земной, видимый, понятный, живой. Это мир людей — явный. Правь — мир возвышенный, где живут светлые боги. Своего рода рай. А навь — мир подземный, обитель темных божеств. Это альтернативная вселенная, что живет по другим законам. Именно такой мир изобразила в своей серии Полина Арутюнова — выпускница отделения истории искусства МГУ и Института современного искусства Иосифа Бакштейна. В своей художественной практике она изучает темы дистопии и экологического сознания. В новом проекте художница изобразила как раз пугающую антиутопию в завораживающем и страшном пейзаже. Мы оказываемся в мире, где наступила бесконечно-вечная зима, похожая на ту, что описывают в своей известной трилогии Владимир Сорокин или Татьяна Толстая в романе «Кысь». Перед нами некое изменение, где, кажется, вовсе нет жизни.
— В контексте славянской мифологии навь так же реальна, как и мир живых — явь. Время от времени эти миры пересекаются, — рассказывает Полина. — Вместе с тем явь — зазеркалье, затерянный волшебный мир, наполненный смыслами и символами. Своим проектом я показываю связь между внутренним и внешним. Не всё видно человеческому глазу. Мне хотелось передать хрупкость и силу жизни, ее бесконечный цикл. И несмотря на то что мир под ледяной коркой кажется мертвым, конец — это всегда начало.
Символом начала становится прорубь в виде христианского креста, изображенная на одной из картин. Кажется, что над ней завис сам Космос: небо над ледяной пустыней с темным «порталом» — беспросветно черное. Ощущение, что ты на пороге бездны. И все-таки этот крест символизирует выход из утопического мрака, проем из мира вечной мерзлоты в другое изменение, несомненно, более светлое. Тот же посыл — в трещинах, которые прорезают картины вечной мерзлоты.
Для автора концепция «Навь» не носит исключительно языческо-мифологический характер. В написанных очень реалистично пейзажах угадывается великая русская зима, которую мы можем видеть из окна и в которой тоже много поэтики и образности. Невидимой глазу. Соединяя привычное-видимое, славянский фольклор и библейский контекст, Полина Арутюнова напоминает, что действительность многослойна и содержит много культурных и умозрительных кодов. Словом, получилась мрачная метафора о прошлом, настоящем и будущем. И все же в ней, как и в сердце любого человека, есть место надежде.
Написать комментарий