- Культура
- A
В Музее Прадо решили политкорректно переименовать тысячи картин
Главный испанский Музей Прадо перепишет около 28 тысяч описаний известных работ, а также переименует названия примерно 1800 произведений старого искусства. Отредактируют, например, серию Диего Веласкеса «Шуты». Слова «карлик» и «инвалид» заменят политкорректным словосочетанием «человек с ограниченными возможностями».
Первое последствие законотворчества — большое переименование работ в мадридском Прадо. Корректировке подвергнут работы Франциско Гойи и Диего Веласкеса. Например, в коллекции Прадо есть работа Гойи, где на плите написано: «Сон разума производит уродов», так же называется и сама гравюра. Однако теперь она не вписывается в новую Конституцию. А у придворного художника Диего Веласкеса есть большая серия под названием «Шуты». Благо большинство портретов названы именами тех, кто на них изображен. Художник написал почти два десятка придворных шутов, над которыми, как было принято в XVI веке, издевались почтенные дамы и господа. Среди названий попадаются и такие: «Придворный карлик с собакой» (на ней изображен дон Антонио иль Инглес) или «Карлик Мичо». Теперь они, вероятно, будут называться «Человек с ограниченными возможностями с собакой» и просто «Мичо».
Описание знаменитой работы Веласкеса, изображающей придворного карлика Франциско Лескано, известной также как «Дитя из Вальескаса» (1643–45), тоже отредактируют. Это один из самых пронзительных и известных портретов в серии «Шуты». Франциско изображен трагически, с печальным, совсем не шутливым взглядом. Исследователи считают, что крупная голова, большой зоб, широко расставленные глаза говорят о том, что он страдал кретинизмом (это эндокринное заболевание, вызванное недостатком гормонов щитовидной железы, который приводит к задержке физического и умственного развития). Название заболевания, которое есть в описании, собираются отредактировать.
Есть и фрагменты, которые просто вычеркнут. Например, отрывок из описания одной из работ «шутовской» серии Веласкеса гласит: «Один из дворцовых гномов позирует с открытой книгой, большие размеры которой подчеркивают его малость». По такому же принципу собираются откорректировать и тысячи других названий и описаний. Вопрос в том, до чего дойдет «политкорректность» испанцев. Не сочтут ли они оскорбительными работы Босха, где сплошь слепые, уроды и инвалиды?
«Намерение Музея Прадо переименовать часть картин, заменив в названиях слова «карлик» и «инвалид», чтобы «не травмировать» посетителей, демонстрирует очередную попытку переписать историю, буквально сделать вид, что каких-то явлений, событий просто не было. Сложные, даже трагические судьбы героев картин, как и в принципе история Испании, не изменятся, если использовать более мягкие термины. Так же, как не исчезнут века работорговли из-за того, что негров станут называть афроамериканцами», — считает научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Инна Пуликова.
Странное дело, еще полвека назад на европейских улицах можно было найти человеческий зоопарк, где сидели чернокожие дети из Африки, и к ним относились как к обезьянам. С ХVIII до начала XX века странствующие театры актеров с физиологическими отклонениями были нормой, о чем свидетельствует фильм «Уродцы» (1932). Как быстро теперь будет забыта или переписана эта многовековая часть истории Европы?
Написать комментарий