- Культура
- A
«Стеклянным зверинцем» в Москве открылись гастроли «Коляда-театра»
«Коляда-театр» в семнадцатый раз приехал из Екатеринбурга в Москву на гастроли. Открылись «Стеклянным зверинцем», поставленным к 80-летию актрисы Тамары Зиминой, недавно получившей «Золотую маску» за театральную карьеру. В театре Николая Коляды она с 2004 года, до этого они вместе работали в Свердловской драме.
Как водится, собрались верные поклонники Николая Коляды. Он им со сцены в пояс поклонился, произнес слова благодарности, какие ни на одной другой сцене не услышишь. В традиционной тюбетейке раздавал автографы, фотографировался со всеми желающими — их целая очередь. Зрители смели скособоченные граненые стаканы, книжки Коляды, прочие причудливые вещицы, чтобы поддержать театр. Коляда для них как «праздник, который всегда с тобой».
Накануне гастролей он обратился к уральским чиновникам в надежде, что помогут на должном уровне провести московские гастроли. «А в ответ тишина... крутись сам, Коляда. Да я-то выкручусь. Только пусть они потом не приходят на мои похороны», — поделился Коляда с публикой.
Тамара Зимина днем отыграла спектакль «Ба» по пьесе Юлии Тупикиной, вечером вышла в бенефисной роли Аманды Уингфилд в «Стеклянном зверинце» по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса, написанной в 1944 году. После спектакля ее засыпали цветами и подарками. «Очень сложная пьеса у Уильямса. Все по Чехову. Говорят одно, думают другое, делают третье. Трудно было найти внутренние подтексты, — говорит Коляда. — Одна девушка в фойе спросила у меня: «То, что вы сегодня покажете, — это черный хлеб или сладкие булочки?» Я ей ответил: «Конечно, сладкие булочки».
Булочки действительно оказались сладкими. Художник Лев Низами, который то слуга в кофейной в «Бесприданнице», то черт в «Сорочинской ярмарке», а с недавних пор и сценограф «Коляда-театра», соорудил на сцене домик для Барби с крохотными красными креслами, подходящими для кукол. В центре — вертушка со шторами из бусин. Они тихо шелестят, ждут своего часа, чтобы в финале завертелась трагическая карусель, вихрь, отличающий «Коляда-театр», который в «Стеклянном зверинце» до поры до времени не чувствовался. Новобранцам верные поклонники Коляды разъясняли, что это не типичная для него постановка, это ради Зиминой он пожертвовал фирменным стилем. Так чего же не хватило завсегдатаям? Экшена, как они говорили, точнее, хеппенинга. Но финальная карусель все-таки унесла их в дальние дали, ради которых многие и приходят из года в год в этот театр.
В кукольном домике живет со своими взрослыми детьми вечная Барби Аманда Уингфилд. Она, как эстрадная дива, меняет наряды, придуманные художником по костюмам Валентиной Галиной. Туфельки с опушкой, прозрачные брюки, ленточки — все это буйство красок и материй нелепо выглядит в маленьком мирке героини Тамары Зиминой. Сама она когда-то работала манекенщицей, и это чувствуется в умении обживать костюм. В космических нарядах ее Аманда трагически безнадежна, но и жизнеутверждающая. Она — огонь, неиссякаемый источник энергии. Изо дня в день рассказывает своим детям одни и те же истории о собственной жизни, былых поклонниках. В ее искусственном мире в качестве угощения подают елочные бусы. Их едят, как спагетти. Здесь все распыляют духи из пульверизатора — ассоциации у каждого возникают свои.
Помимо Тамары Зиминой в спектакле заняты молодые артисты, пополнившие труппу два-три года назад. Трогательную, как дитя, Лауру играет Кристина Горбунова. Ее героиня всегда дома, перебирает стеклянный зверинец, где вместо зверушек какие-то флакончики и баночки. Сын Том (Евгений Корнильев) работает в обувном магазине, а по вечерам ходит в кино, чтобы на время уйти от унылой повседневности. Он мечтает уехать куда угодно, лишь бы вырваться в настоящую жизнь. Мать хочет выдать замуж Лауру, а это непросто, ведь дочь не такая, как все, — одна нога у нее чуть короче другой. Аманда уговаривает Тома привести в гости приличного молодого человека, желательно непьющего, и познакомить с сестрой. В один прекрасный день появится Джим О`Коннор — простоватого вида парень, который окажется куда тоньше, чем можно предположить. Его сыграл Денис Раптанов, и мы увидим его чуть раньше в облике демонического и одновременно комичного Мистера Икса из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Он в маске, светлом парике, поет про море огней. Потом выяснится, что Лаура в него влюблена еще со школы. Он уже тогда хорошо пел и называл ее Голубой Розой. Они танцуют, разбиваются стеклянные игрушки от их неловких па. А потом «жених» уйдет навсегда.
Уедет и Том, как когда-то уехал его отец, оставивший семью. Его портретами завешаны все стены. Он вечно молодой, такой, каким покинул эти края, и зримо присутствует на сцене. Актер Дмитрий Брейкин, словно в шапке-невидимке, всегда рядом. Том так мечтал о новой жизни, и вот она пришла, а он вспоминает о своей бедной и несчастливой семье. Образ сестры будет преследовать его всю жизнь. Невозможность забыть прошлое, окончательно стереть его из памяти — пронзительная интонация финала, переворачивающая все то, что было до него.
Написать комментарий