Похороны поэта Серебряного века Андрея Белого в СССР оценили в 150 рублей

В мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате открылась выставка к 90-летию со дня, когда в сталинской Москве оборвалась жизнь «старорежимного» поэта. Трижды названного, кстати, в газетах гением, а не знаменосцем пустой и безыдейной поэзии, чуждой советской власти, певцом буржуазного упадка или как-нибудь еще.

Организаторы проекта «Я так близко от вас…» сознательно отобрали из фондов предметы и артефакты, от которых буквально веет смертью. Впрочем, Белый никогда ее не боялся и не страшился поэтически проговаривать. В 1908 году в одноименном стихотворении «Смерть» он написал: «Ты — вот, ты — юн, ты — молод,/Ты — муж… Тебя уж нет:/Ты — был: и канул в холод,/В немую бездну лет». Кануть в эту пугающую бездну ему пришлось через четверть века.

Смысловым центром выставки стоит признать посмертную маску Андрея Белого, правда, это копия с оригинала, выполненного С.Д.Меркуловым в январе 1934 года. Зато подлинники — многочисленные рисунки и карандашные наброски с маски и собственно с прощания и похорон за авторством художников Меера Аксельрода, Георгия Ечеистова и других. Благодаря им и фотографиям отдельных авторов и «горкома писателей» поэта в гробу посетители видят многократно в деталях. В чем-то внимание к его такому состоянию даже излишнее, все-таки Белый — не Ленин или другой вождь СССР.

Но детальность другому смысловому пласту не помешала — остается приветствовать полноту представленных некрологов у нас и за рубежом: в «L'Italia Letteraria», «Литературной газете», «Известиях», «Вечерней Москве» и «Литературном Ленинграде» (сразу подумалось об, но наша газета с 1931-го по 1939 год не издавалась). Размещенные в рамках вырезки не только документируют эпоху со 100%-ной точностью, но фиксируют тогдашний стиль, состояние языка и принятое написание слов.

Читаем: «Оргкомитет Союза Советских Писателей (с больших букв!) с глубокой скорбью извещает о смерти Андрея Белого (в скобках даны паспортные фамилия и имя поэта — Борис Николаевич Бугаев)». И далее: «Гражданская панихида состоится (там то и тогда то). Доступ к телу 9 января с 4–10 вечера. Также о дне кремации будет об'явлено (с апострофом, да!) особо».

«Андрей Белый мог бы показаться принадлежащим к той интеллигентской прослойке, которой не по пути с революцией», но «сейчас же Октябрьской революции… детально определил свои политические взгляды, заняв место по нашу сторону баррикад» — это уже цитаты из повествовательной части прощальной статьи, подписанной Борисом Пильняком, Борисом Пастернаком и Григорием Санниковым.

Но пойдем дальше.

Болезнь, пребывание в больнице и трагический финал описаны тоже весьма детально — представлены рецепт для инъекций из Первой московской клинической больницы (датированный 30 декабря 1933 года), архивный снимок корпусов I медицинского института, где, собственно, умер Белый. А также такие трагические документы, как прошение в Союз писателей о выдаче хлебной карточки вдове Андрея Белого — Клавдии Николаевне Бугаевой. В 2024 году, когда даже на минимальную зарплату можно купить примерно 800 «социальных» буханок хлеба (то есть где-то 400 кг), трудно представить, какой ценностью, решающей, кому жить, а кому умирать от голода, как Марине Цветаевой, обладал этот клочок бумаги.

А самый страшный артефакт — прошение (опять-таки в Оргкомитет СП) от близкого друга поэта Петра Зайцева «с просьбой об оплате расходов, произведенных во время болезни и похорон Андрея Белого». Правая часть бумаги повреждена и указанные цифры не читаются, так что сложно понять, сколько было отдано служащим морга, катафальщикам похоронного бюро, могильщику (ФИО неразборчиво) за насыпь холма, а также декабрьский «счет» за поездки на такси к докторам.

Но итог прописью «всего сто пятьдесят пять рублей» угадывается без разночтений. Напомню, что, по свидетельству французского прозаика Андре Жида, в 1934 году средняя зарплата рабочего в СССР составляла 180 рублей — и это была унизительно маленькая «получка». Но на проводы в последний путь классика русской поэзии потратили (конкретно Зайцев, а не всего) еще меньше «трудовых» и «народных» рублей.

Знакомство с данной реальностью дает такое ощущение тлена, что декаденты и их последователи позавидовали бы. Перед скупостью мира отступает величие наследия, оставленного Белым, принадлежавшие ему вещи, заботливо сохраненные музейщиками. Да, я понимаю, что он держал в руках этот портсигар, этот мундштук, эти крохотные, с детский пальчик, карандаши, создавал свои великие произведения конкретно этим пером, что эскизы обложек к прижизненным и посмертным книгам уникальны, что автограф поэтического посвящения Мандельштама Белому не имеет цены. Но все заслоняют буханка черного хлеба и другие более «лакомые» блага, которые чиновники от литературы сталинского времени распределяли между своими, охраняя мир пайков от «чуждых элементов».

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"