- Культура
- A
Художник Игорь Новиков сравнил себя с Малевичем и объяснил, почему европейцев раздражает русское искусство
В Галерее на Шаболовке, в Музее Авангарда, завершает работу выставка «Путь Малевича», в рамках которой экспонируются не только архивные документы и фотографии, отражающие жизнь автора «Черного квадрата», но и работы современных нам мастеров, тематически завязанные на Малевиче.
- Поясните месседж, который вы вложили в подборку крестьянско-полевых картин. Какой была ваша авторская задумка?
- Так же, как и Малевич, я соприкасаюсь с природой и людьми, живущими на природе. Часто я провожу лето в деревне Дровосеки под Владимиром и поэтому задумал серию работ, посвященную человеку нашей средней полосы, русской глубинки. Как он сосуществует с окружающим миром, с космосом? Эти вопросы меня интересовали.
- Сколько примерно времени создавался новый цикл?
- Работы я пишу быстро. Самое сложное - это уловить волну, поймать импульс. Я вхожу в левитацию со своими персонажами, чтобы познать мир как сансару. В апреле у меня будет большая выставка в Музее нонконформизма в Москве, у Нади Брыкиной, с которой мы 40 лет сотрудничаем. И я настраиваюсь уже сейчас, потому что нужно будет создавать новые работы.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/afb669fd2f06a2c44ed9dff0fdb5161f2b6b851a.jpg)
Я не рисую кубики, квадраты, не режу холсты, не залезаю на Маяковского, не прибиваю причинное место к брусчатке на Красной площади. Я художник, передающий время, в котором я живу. Это моя сущность - показать своего современника. Я пророк, и многие мои картины и темы пророческие и скандальные.
- Кто из великих мастеров-предшественников для вас служит образцом?
- Для меня нет образцов, я придумал свой стиль - фигурки-пиктограммы. Они – это шифр, с помощью которого я раскрываю виденное во снах, разных местах и так далее.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/aed0997146df4968aee45803f92d1ebcb38e32ea.jpg)
Я уже сорок лет создаю пиктограммы. И сегодня вы их видите везде: и в магазинах, и в газетах. Мне говорили, что раньше у нас на туалетах было «М» и «Ж» написано, а теперь фигурки.
- Расскажите о своем творчестве в развитии.
- Я начал, конечно же, с политических вещей. Во времена «Перестройки», в 80-е, «Фурманный переулок» (у истоков этого явления стоял Новиков, - И.В.) стал центром авангарда. Но при этом я закончил Суриковский институт, учился в Ритвельд-Академии в Амстердаме. Я профессионал, кем и должен быть художник, а не так: сегодня на барабане играешь, завтра идешь в лавку мясо рубить, а потом рисуешь. Я 17 лет учился, у меня отец художник - что еще говорить! И, кстати, профессионал ты или дилетант, всегда видно сразу.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/f37ffd1e06713690e5ba67d14d39b6568be1beb1.jpg)
- Какова технология создания вашей «стандартной» картины?
- Поясню еще раз: вы же, когда ходите, вы же не задумываетесь, как ноги идут по асфальту? Или когда смотрите куда-то, не осмысляете то, что делают ваши глаза? Мой профессионализм так заточен, чтобы улавливать космический импульс и его изображать.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/fe9712faa70e9c14ae827959bc58ee0a0895b585.jpg)
А рисовать можно за пять лет кого угодно научить. Многие говорят о себе: я композитор. Но они исполнители - не более того. Композиторов можно по пальцам пересчитать. А я композитор. Я не просто копирую березку, шалаш или старушку с коровой. Для меня это смешно. Моя задача - сжать время в вакуум и выплеснуть на холст, найти эту «частицу бога», Бозон Хиггса.
- «Человечки» стали вашим фирменным знаком?
- Да, это знак. Многие стали вслед за мной делать лестницы. Шемякин украл у меня эту идею, Эрик Булатов делает «EXIT», придуманный мною несколько лет назад. И так совпало, что эвтаназия в Швейцарии тоже «выходом» называется.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/e9fef4116234cfe9860c75a2fd6e2273d2c5b3ae.jpg)
- Игорь Алексеевич, мы понимаем логику людей литературы и искусства в «перестроечное» время. Большинство ставили перед собой цель демонтажа советской системы. Но идущие оттуда мотивы я вижу в вашем творчестве сегодня, хотя мы находимся в новой правовой и политической ситуации.
- Мы раньше были слепые котята. Когда пред- и постперестроечный авангард появился, я понял, что он работает на развал искусства. У нас же была мощная школа, и многие художники-реалисты после того, как в Москве прошел единственный выездной аукцион «Сотбис», в 1988 году, на следующий день все «перестроились». Это тупоголовые личности были, извините, думавшие только о корысти. «Работы Гриши Брускина продаются за пять тире 400 тысяч фунтов? Все, нужно быстренько становиться абстракционистом!» - так они думали.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/1891863944f656438ae5d37fbb2565ea304b5a0f.jpg)
При этом у нас художники в СССР очень хорошо жили, у них были свои мастерские, причем шикарные. Когда я первый раз поехал за границу, в Голландию, Италию, Швейцарию, на наших художников там смотрели удивленно.
Мы привезли большие холсты, а они спрашивают: «Вы что, пишете масляными красками?» Мы говорим: «Да». – «На холстах? И это продается?» - «Да», - отвечаем.
За рубежом единицы могут сказать, что живут за счет искусства. Думаете, почему поп-арт появился? Потому что денег нет, и они лазят по мусорникам – как Бойс, принесший мусор в музей и ставший знаменитым. Ну раз ты принес, ну два. Нарисовал квадрат, треугольник, покричал в телевизоре, сделал бегущую строку. А дальше что? В 20-е годы это было интересно. Но зачем повторять? Когда я в Ритвальд-Академии учился, мне стало скучно как раз из-за этого – и я ушел.
- Я вижу вашу картину, где медведь, являющийся очевидной отсылкой к известному партийному бренду, совокупляется с автомобилем. Кажется, это форма выражения творческого замысла, что называется, на грани.
- Это у меня так показано, как наехали на бедный отечественный автопром.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/0600dc28af3fa1e470fe2f98380c225a66019446.jpg)
- Вы не боитесь, что некие активисты-патриоты, увидев непонятные им метафоры, напишут на вас жалобу?
- По многим работам могут быть проблемы. Я Верещагина так переделал, что работа оказалась пророческой.
- А как быть с картиной, где человечек-пиктограмма отламывает крест от купола собора Василия Блаженного?
- Я не против православия, но я увлекаюсь историей и знаю, что пять или шесть веков уничтожалось старое - ведическая культура, людей ослепляли, загоняли в Днепр, убивали… Но историю пишут победители - это всегда нужно помнить.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/a7cd3a1b323c91cd878346f3e34bf8f6817e4133.jpg)
- То есть это сознательный антихристианский жест?
- Когда Ленин пришел к власти, не было ни крестов, ни куполов – я этот период запечатлел, но только в «перестроечном» ключе, когда все (партийные боссы) вдруг стали православными. Я патриот, я думаю о России, о русском народе-мученике, о великом эксперименте над ним, который длится 500 лет. Я не смеюсь - я плачу, скорбно смотря, что происходит вокруг.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/cdeaaaa3ee06f7bd48fc219a6536b6f9c7a33ed6.jpg)
- Для вас как художника имеет большое значение гипертрофированный, максимально упрощенный символ, как, скажем, рюмка, означающая на упаковке товаров «хрупкое». Почему советская эстетика так важна?
- Я вырос в советское время. Судьба так поделилась, что тридцать лет прошло при социализме, тридцать при капитализме. И, конечно, я живу социалистическими и капиталистическими снами. Но вторые - это кошмар. А художник – он как ребенок, его легко обидеть.
В Швейцарии никого не интересует, что у тебя нет денег, – иди мыть туалеты.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/b84586282b235b4bed56374531b8a117f475737e.jpg)
- Вы сейчас больше времени проводите в России или в Швейцарии?
- После присоединения Крыма русское искусство, да и все русское, европейцев раздражает. В Швейцарии страшный национализм. Если Большой театр не хотят видеть, что говорить о бедных художниках. Все аукционные дома для нас закрыты, русских торгов нет, а я часто выставлялся в Лондоне, Нью-Йорке. Мои работы нравятся, конечно, но неприязнь к русскому, игнорирование берет вверх.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/3286cec9befa5236fea17aaf7fb5033a9b79e2d5.jpg)
А я люблю только в музеях выставляться, так что я стал больше в России делать выставки, причем в провинциальных городах: Тверь, Ярославль, Кострома, Тула, Плес, Рязань, Казань - везде, а не только в Третьяковке. Но провинцию я люблю, общение с людьми дает мне новые идеи. Это лучше, чем замыкаться в мастерской, пить водку, кидать бутылки в стену и кричать, что ты гений. Я много работаю.
Написать комментарий