- Культура
- A
Реставрация века: рухнувший шпиль собора Парижской Богоматери восстановят к Рождеству
«Возвращение шпиля, на мой взгляд, станет символом того, что мы побеждаем в битве за Нотр-Дам», — сказала генерал Жан-Луи Жоржелин, ответственный за проект реконструкции собора, который сильно пострадал во время пожара 2019 года. Тогда огонь уничтожил деревянные перекрытия – полностью сгорела и обрушилась крыша собора вместе со знаменитым шпилем и часами. Реставрация одного из самых известных архитектурных шедевров в мире стала для Франции задачей государственной важности.
Каждый, кто хоть раз бывал в Париже, обязательно отправлялся посмотреть на этой памятник, описанный в знаменитом романе Виктора Гюго. Деревянный шпиль собора не менее известен, чем сам Нотр-Дам-де-Пари. Во многом потому, что однажды его уже меняли и с большой помпой. Дело в том, что тот шпиль, который был возведен в 1220-1230 годах, с веками сильно износился: в 1606 году частично обрушился из-за сильного ветра, окончательно его демонтировали в конце XVIII века. В середине «золотого века» началось восстановление собора, и вокруг него было много шума, ведь архитекторы позволили себе кучу вольностей.
В 1859 году архитектор и реставратор Эжен Эмманюэль Виолле ле Дюк установил на соборе Парижской Богоматери новый шпиль. Его вариант не был точной копией старого. Виолле ле Дюк делал так называемую «стилевую» реставрацию, которую в сегодняшнем понимании этого слова реставрацией назвать нельзя. За основу он взял исторический рисунок Де-Гарнери с изображением шпиля, но добавил к нему массу разных элементов, которые придавали конструкции больше великолепия. Причем, вокруг шпиля он установил новые статуи, которые изображали его самого, его помощников, инспекторов и подрядчиков. «Реставрировать здание — это не значит его поддерживать, его чинить или восстанавливать его прочность, это значит его восстанавливать в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал», – самонадеянно писал ле Дюк. Словом, работа архитектора имела большой резонанс в позапрошлом веке – многие назвали ее «варварской». Строительство нового шпиля, который сконструировали из многовековых дубов, длилось 12 лет и потребовало больших вложений.
После пожара реставраторам нужно было для начала решить, стоит ли пытаться восстановить исторический шпиль ХIII века, вернуть вариант ле Дюка или сделать современный вариант. «Шпиль ХIХ века гармонично вписывался в экстерьер Нотр-Дама, мы поставили задачу воспроизвести творение зодчего позапрошлого века», – два года назад озвучил итоговое решение архитектор Филипп Вильнев, который отвечает за реставрацию сгоревшего собора сейчас.
Найти многовековые дубы для него стало отдельным «квестом». Французская пресса называла эту операцию «охотой на деревья». Действительно, шутка ли, отыскать примерно 1000 дубов возрастом от 150 до 200 лет, соответствующих требуемым критериям по длине (18 метров) и диаметру (более 1 метра)? Их разыскивали по всей стране, в итоге на сруб пошли древние деревья из 200 лесов, в том числе из королевского леса Берсе в регионе Луара. После этого дубы еще нужно было высушивать по специальной технологии 18 месяцев.
Несмотря на сложность работ, они пошли по плану и даже с некоторым опережением. Власти торопили реставраторов, чтобы успеть к католическому Рождеству. Сейчас деревянные крыша и шпиль высотой 96 метров полностью смонтированы. Осталось покрыть шпиль свинцом, для чего необходимо 250 тонн металла. Именно столько в ХIХ веке использовал и Виолле ле Дюк. После этого будут сняты строительные леса, и собор предстанет в том виде, которым мы его помним до пожара. К 25 декабря должны успеть.
Однако впереди еще большая работа – над внутренними интерьерами и другими деталями. Предстоит, например, восстановить литургичную мебель из темно-коричневой бронзы, а также 1500 стульев – из массива дуба. Открыть для туристов и верующих Нотр-Дам обещают к концу следующего года, аккурат перед Новым годом. Хотя какие-то работы будут проводить и в 2025 году.
До пожара готический собор принимал около 14 миллионов туристов ежегодно и, надо думать, после реставрации желающих увидеть восстановленный символ Франции будет еще больше.
Написать комментарий