- Культура
- A
Игорь Сандлер объединил Шостаковича и рок-произведения памятью о Бабьем Яре
Никто не предполагал, что премьера культурно-просветительского проекта «Бабий Яр», подготовка которого заняла почти два года, выпадет на дни, когда тема холокоста и душераздирающих событий, связанных с геноцидом еврейского народа в годы Второй мировой войны, обретет помимо исторического аспекта настолько злободневный резонанс.
Именно эти ощущения пронзали зрителей и участников акции в начале ноября, когда звучала знаменитая 13-я симфония великого Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра «Новая Россия» и собственно поэма «Бабий Яр» великого Евгения Евтушенко в исполнении настоящей россыпи звезд, актеров и певцов — в их числе Александр Розенбаум, Эммануил Виторган, Геннадий Хазанов, Леонид Каневский, Андрей Мерзликин, Лариса Долина и другие.
Поэма, потрясшая в свое время страну и целый мир, когда-то вдохновила и композитора на создание симфонии, которая, в свою очередь, таким же пронзительным набатом вошла в историю музыки и человечества. Теперь это чувство объединило в творческом и человеческом порыве людей, подчас очень разных, порой несовместимых и диаметрально друг другу противоположных, но объединившихся в едином гуманистическом порыве.
В оригинальной партитуре предусмотрен мужской хор из 60 голосов, но мы увеличили его до 80 голосов, что придало исполнению более мощное и плотное звучание. Причем на премьере в 1962 году в Московской консерватории пела Капелла Юрлова, и мы пригласили ее принять участие в этом проекте, усилив состав хором Свешникова и Московской еврейской капеллой Александра Цалюка. Мне кажется, в таком исполнении посыл великого сочинения обрел еще более пронзительное звучание. В этом убедил и совершенно феноменальный прием публикой, встретившей исполнение стоячей овацией.
Для меня также не было сомнений в том, что пригласить рок-музыкантов в этот проект было обязательным. Рок-музыка всегда более тонко, ярко, убедительно и вместе с тем деликатно отражает мысли здравомыслящих людей, особенно в мутные и неспокойные времена. Так было и у «детей цветов» в 60-е, и во времена общественных кризисов в 70-е, и в бурные «постмодернистские» 90-е, когда шел слом эпох и устаревшего «мирового порядка». Актуально это и сейчас, когда мир втягивается в воронку войн и вооруженных конфликтов, грозящих глобальной катастрофой. Многие рок-музыканты считают обязанностью противостоять темной стороне музыкой и творчеством.
Реквием по погибшим в Бабьем Яре исполнили ведущие рок-гитаристы страны: музыкант и композитор Дмитрий Четвергов; Алексей Страйк, участник групп «Московское Время», «Веселые Ребята», «Хит Коктейль», «Саботаж»; Алексей Баев, гитарист-виртуоз, композитор, преподаватель, лауреат международных конкурсов и джазовых фестивалей, а также ансамбль Moscow Klezmer Band.
Дмитрий Четвергов исполнил две авторские пьесы — «Страдания по Ля Минору» и «Памяти ушедших» — серьезное произведение, которое было издано на альбоме «Повороты Судьбы» в 2020 г., но по-настоящему было исполнено впервые в этот вечер! Сам автор признался, что было не только сложно довести произведение до конца из-за эмоционального напряжения, чувствительной для него темы, но и исполнить вживую, делясь со слушателями идеей и трагической сутью композиции.
Алексей Страйк в кратчайший срок сочинил собственный реквием «Бабий Яр» в нескольких частях. С первой и до последней ноты произведение пронзает слушателя в самое сердце чувственной музыкой, которая словно наполнена живыми образами и событиями той страшной поры. Традиционное классическое звучание, основанное на фортепиано со струнными и хором, неожиданно разрывает вступающее трагическое и искрометное соло на электрогитаре, они взаимодействуют на протяжении всей композиции, органично дополняя друг друга. Это и было изначальной задачей в таком эмоциональном контексте — совместить, выдать как единое, неразрывное по звучанию сочетание классики и рока.
Выдающийся гитарист и композитор Алексей Баев специально к этому вечеру написал композицию Maze of Deception («Лабиринт обмана»), которая посвящена не только трагедии Бабьего Яра, но и вообще всем войнам минувшего и текущего веков. Зрители горячо приняли не только «Лабиринт обмана», но и филигранно сыгранные Алексеем рок-фолианты из мировой классики: Brothers Ингви Мальмстина, Tears of Sahara Тони Макэлпайна, Building The Church Стива Вэя.
Сейчас как никогда актуальна сила искусства, помогающая направлять на созидание, а не на разрушение и уничтожение. Музыкальные шедевры и оригинальные произведения вызывали на вечере памяти жертв холокоста и Бабьего Яра понятное сопереживание у зрителей, многие не могли сдержать слез. Это был не только вечер памяти об ушедших, но мощная и пронзительная рефлексия на события дня текущего, а также — предупреждение на будущее, которого не может быть без памяти о прошлом и уроков настоящего.
Написать комментарий