- Культура
- A
Прекрасная Елена Михаила Булгакова: где в Москве жила Маргарита
В начале ноября исполнилось 130 лет со дня рождения Елены Шиловской, третьей жены Михаила Булгакова, выступившей основным прототипом главной героини романа «Мастер и Маргарита» и ставшей по смерти классика хранителем наследия, борцом за возвращение его произведений читателям.
— Иван, когда мы говорим, что Елена Булгакова начала влиять на творчество своего великого мужа, о каком событии идет речь? Стали жить вместе, поженились?
— Ее влияние на творчество Михаила Афанасьевича стало ощутимо еще до момента, когда они стали жить вместе. Мы же все понимаем, что женщине совершенно необязательно поселяться у вас дома, чтобы оказывать на вас влияние.
А если без иронии, то предыстория такова. Они познакомились в конце февраля 1929 года. На тот момент Булгаков был достаточно известным драматургом, его пьеса «Дни Турбиных» ставится на сцене МХАТа, «Зойкина квартира» идет в Театре Вахтангова, а «Багровый остров» — в Камерном театре. Елена Сергеевна — законная супруга начальника Московского военного округа товарища Шиловского, у них в браке двое детей.
Совершенно случайным образом по адресу Большой Гнездниковский переулок, дом 10, — так называемый Дом Нирнзее — они знакомятся и сразу начинают чувствовать друг к другу симпатию. Елена Сергеевна писала в воспоминаниях, что это была любовь с первого взгляда. «Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь», — писала она. А что касается Булгакова, он был более скрытным и о зарождении чувства записей не оставил.
В 1929 году Булгаков задумывает и приступает к написанию нескольких произведений, в том числе пьесы «Блаженство». Он вернется к ней много позже, через четыре года, но важно то, что в пьесе есть сюжет о женщине, обладающей всеми возможными материальными благами, положением в обществе — и отказавшейся от всего этого ради любимого человека. Этот мотив мы можем найти также в пьесе «Адам и Ева» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите».
— Сейчас во всех местах, где «ступала нога Булгакова», открыты музеи, посвященные ему? И в каких локациях Михаил Афанасьевич жил с Еленой Сергеевной?
— Адрес, куда Елена Сергеевна сначала начинает приходить как близкая знакомая, помощница, — это Большая Пироговская, дом 35а. Собственно, это квартира, в которой Булгаков жил с 1927-го по 1934 год. С 27-го по 32-й — со своей второй супругой Любовью Белозерской, а с осени 1932-го по 1934-й год — с Еленой Булгаковой. Там сегодня действует постоянная экспозиция нашего музея. А с 1934-го по 1940-й Булгаков и его третья жена проведут в Нащокинском переулке, дом 3. (При СССР этот адрес известен как улица Фурманова, но сегодня историческое название возвращено. — И.В.)
— С именем Елены Булгаковой связана только «хорошая квартира» (это слово берем в особые кавычки, так как такого понятия в булгаковедении нет) или «нехорошая» тоже?
— Нехорошая квартира — это упомянутое в романе место, где жили Берлиоз, Лиходеев, а впоследствии Воланд со своей свитой. Один из возможных прообразов нехорошей квартиры является адрес: Большая Садовая, дом 10, квартира 50. Там в одной из комнат коммуналки Булгаков жил задолго до знакомства с Еленой Сергеевной, в 1921–1924 годах.
Сегодня там располагается основная часть нашего музея. А что вы называете «хорошей квартирой», мне не совсем понятно.
— Квартира на Большой Пироговской.
— Боюсь, в массовом сознании это определение не закрепилось. Но да — они там жили.
— Юрий Борев в знаменитом сборнике афоризмов и анекдотов русской интеллигенции приводит эффектную фразу: «у писателя не должна быть хорошая жена, у него должна быть хорошая вдова».
— После смерти Михаила Афанасьевича в 1940 году была создана Комиссия по литературному наследию Булгакова, в чьи полномочия входила публикация избранных произведений. Это, по сути, было заветной мечтой Елены Сергеевны, чьей основной задачей была подготовка избранных текстов к изданию.
Она очень хотела, чтобы Булгаков вернулся к своему читателю как можно скорее. Но, к сожалению, в четвертом десятилетии XX века произойти это не могло. Хотя вдова будет неоднократно сигнализировать в высшие инстанции, писать в президиум Литературного фонда. Она обратится с письмом лично к Иосифу Сталину в 1946 году, констатируя, что, хотя комиссия создана, результатов ее работы нет.
Но только в середине 50-х ей немного улыбнется удача — тогда удастся напечатать сборник, состоящий из двух пьес: «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин».
Параллельно Елена Сергеевна будет составлять план некоторых томов возможного собрания сочинений. В чем еще здесь заключается ее особая роль? Она не только выступала инициатором ряда издательских идей, но и собирала вокруг себя единомышленников: Константин Симонов, Вениамин Каверин, литературовед Абрам Вулис, Константин Федин и другие писатели и деятели культуры.
— Тем самым Булгакова заложила фундамент будущего прорыва.
— В 60-е усилия вдовы Булгакова будут вознаграждены. В 1962-м в серии ЖЗЛ выйдет принадлежащая перу Булгакова «Жизнь господина де Мольера», параллельно увидит свет сборник пьес. После этого произойдет настоящий прорыв — в 1965 году в «Новом мире» опубликуют роман «Записки покойника», а в 1966–1967 годах на страницах журнала «Москва» будет напечатан роман «Мастер и Маргарита».
Также за Еленой Сергеевной окончательно закрепится статус консультанта для театров — ее признают авторитетом, способным объяснить, как правильно понимать творчество Булгакова и адаптировать тексты к сцене. На следующем этапе она параллельно начнет взаимодействовать с режиссерами, когда Александр Алов и Владимир Наумов приступят к экранизации, получившей в итоге название «Бег» (1970 год).
— Какими личными вещами Елены Булгаковой располагает ваш музей? Есть ли что-то такое, к чему она прикасалась лично, что хранит на себе ее метафизическое дыхание?
— Большинство предметов выставлено в действующих экспозициях музея, где можно увидеть, например, ее личный лорнет. На выставке, которая откроется в декабре, будут представлены флакон духов, автографы, архивные документы.
Но иллюстрировать деятельность и судьбу давно жившего человека можно не только вещами из повседневной жизни: флаконом духов или шкатулкой. Есть другие способы.
Мы располагаем открытками 20–30-х годов (на одной из них — как раз упомянутый «небоскреб», построенный по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее), многочисленными фотографиями — отдельно Елены Сергеевны и четы Булгаковых. У нас хранятся машинописи текстов, перепечатанных ею лично, личная переписка, относящаяся к разным отрезкам биографии.
А еще мы располагаем мебелью из Нащокинского переулка. Это секретер, за которым работал Михаил Булгаков, их напольное зеркало, собственный гардероб Елены Сергеевны.
Написать комментарий