- Общество
- A
Следствие по делу Лермонтова: как убивали великого русского поэта
Тайна XIX века перекочевала в XX век, а теперь ее пытаются разгадать и в нынешнем XXI-м. Смерть Михаила Лермонтова вот уже более 180 лет будоражит дотошных исследователей и поклонников творчества знаменитого поэта. Гибель на дуэли или убийство? Результат роковых стечений обстоятельств или хорошо продуманный заговор? Сейчас вновь предпринимаются попытки разобраться в давней трагедии. Депутат Госдумы хочет, чтобы делом занялись современные следователи и криминалисты.
Еще в конце прошлого года думский депутат Николай Бурляев заявил о необходимости заново изучить события, оборвавшие жизнь Лермонтова. Позднее народный артист России направил в Следственный комитет обращение с соответствующей просьбой: «Прошу вас провести расследование обстоятельств убийства великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Убедительно прошу вас о проведении современного, честного, непредвзятого расследования с использованием современных технологий, имеющихся в распоряжении Следственного комитета России».
А 20 февраля Бурляев рассказал одному из новостных агентств, что СК отреагировал должным образом на его ходатайство. Правда вслед за тем из ведомства Александра Бастрыкина последовало опровержение: «Информация… о расследовании убийства Лермонтова не соответствует действительности», - сообщили в Следственном комитете ТАСС.
Приходится в связи со всеми этими событиями констатировать, что на тайну позапрошлого столетия наложилась еще и маленькая тайна нынешних дней. Будем однако надеяться, что она вскоре прояснится.
О причинах, побудивших его вновь привлечь внимание к обстоятельствам смерти классика русской литературы и подозрениях, которые заставляют усомниться в существующей официальной версии, высказался сам Николай Бурляев, по ходу одного из своих интервью:
«То, что это именно убийство, а не обычная в те времена смерть на дуэли, мне стало ясно еще 40 лет назад. Криминалисты, которые занимались этим делом, утверждали, что пуля вошла в тело под углом 40 градусов, снизу вверх, такого просто не может быть, если оба дуэлянта стоят на ровной поверхности…»
Как пояснил народный артист, еще в 1980-е, когда он снимал фильм «Лермонтов», довелось встречаться со многими людьми, которые не согласны с канонической историей обстоятельств смерти автора «Героя нашего времени». Депутат надеется, что сейчас есть реальные перспективы обнаружения убедительных фактов, доказывающих именно преднамеренное убийство гения русской поэзии.
Попробуем разобраться, какими же фактами, гипотезами, документальными свидетельствами обросло «дело Лермонтова» за долгие десятилетия.

«Я заставлю его перестать»
Согласно официальной версии, Михаил Юрьевич погиб на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске на склоне горы Машук. Поединок состоялся после конфликта, произошедшего за два дня до того в доме генерала Петра Верзилина.
Причины данной ссоры между мужчинами, бывшими прежде в приятельских отношениях, доподлинно не установлены. Наиболее убедительным показалось для тех, кто проводил расследование по горячим следам, объяснение уцелевшего участника поединка. Если верить словам Мартынова, поводом к вспышке неприязни оказались многочисленные провокации (сейчас их назвали бы подколками) со стороны поэта, а на просьбы (по утверждению М. – вежливые) их прекратить последовал отказ в весьма агрессивной форме.
Обида, роковым последствием которой и стала гибель великого поэта, была вероятно, вызвана словами, которые по нынешним временам вообще пропустили бы мимо ушей. Вот как описывала позднее разгоревшуюся ссору Эмилия, старшая дочь генерала Верзилина:
«13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин... Ничего злого особенно не говорили, но смешного много. Но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» («горец с большим кинжалом»). [Мартынов носил черкеску и огромный кинжал.] Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах»…».
Из протокола допроса Н. Мартынова 17 июля 1841 года: «С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести… Я решился положить этому конец… При выходе из этого дома… сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял, что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь». В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего секунданта».
Есть версия, что конфликт на самом деле вызван был завистью, которую испытывал Мартынов к Лермонтову. Ведь отставной майор тоже пытался сочинять стихи, однако получалось это у него куда хуже, чем у Михаила Юрьевича. Оскорбленное самолюбие могло взыграть и из-за того, что соперник «перебежал дорогу» в отношениях с женщиной. Ходили слухи: М. и Л. увлечены дочерью генерала Верзилина Эмилией. Однако она предпочла именно лермонтовское общество.
Наконец, было высказано еще одно объяснение ссоры двух офицеров: мол, Мартынов отстаивал честь сестры своей, за которой Лермонтов прежде ухаживал, но затем оставил. Впрочем, убедительных доказательств того, что подобный роман существовал, не выявили. В одном из исследований есть упоминание о том, что эта версия, якобы, была придумана уже после гибели Лермонтова для того, чтобы обелить Мартынова. Ее подсказал противнику погибшего поэта жандармский офицер, находившийся в Пятигорске, по ходу производства следствия.

Смертельная буря у горы Машук
С самим поединком и его обстоятельствами также связано много непонятного и даже противоречивого.
Начать можно хотя бы с того, что о гибели Лермонтова именно на дуэли в обществе стало известно гораздо позже. Поскольку столь радикальный способ выяснения отношений в тогдашней Российской империи был официально запрещен, публично упоминать о подобных инцидентах цензура не дозволяла. Поэтому в публикациях о смерти известного поэта пришлось прибегать к шифрованию.
В Петербург печальная весть дошла с Кавказа лишь к концу июля. Газетные сообщения по поводу происшествия в Пятигорске гласили: «15 июля, около 5 часов вечера разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Чтобы читатели все-таки догадались об истинной причине смерти, известный литературный критик В. Белинский в журнале «Отечественные записки» дополнил это сообщение красноречивой цитатой из «Евгения Онегина» с описанием гибели Ленского на дуэли: «Младой певец / Нашел безвременный конец!..»
Путаница возникла с присутствовавшими при поединке секундантами. Сперва во всех описаниях значилось, что Мартынову секундировал Глебов, а Лермонтову – Васильчиков. Даже сам отставной майор на допросе сообщил: «...находились за секундантов, — у меня корнет Глебов, а поручика Лермонтова — титулярный советник князь Васильчиков». Однако позднее оказалось, что все наоборот. Например, в обнаруженном впоследствии письме двоюродной тетки поэта Е.А. Столыпиной, датированном 26 августа 1841-го, где упомянуты обстоятельства дуэли ее племянника Миши, сказано: «…у него был секундантом Глебов, молодой человек, знакомый наших Столыпиных, …а у Мартынова — Васильчиков».
Впрочем, независимо от принадлежности к одной из сторон конфликта, оба секунданта в итоге занялись выгораживанием Мартынова.
В середине прошлого века появилась новая конспирологическая версия гибели Лермонтова. Якобы поэта застрелил вовсе не его противник на дуэли, а некий наемный убийца, скрывавшийся в скалах рядом с местом дуэли. Мнение на сей счет сотрудника пятигорского музея опубликовала одна из центральных газет. В 1955-м появилась статья белорусских исследователей, где заказчиком ликвидации неугодного ему вольнодумца-поэта был назван сам император Николай Павлович. А еще чуть позже столь криминальное объяснение событий получило продолжение: в журнале напечатали информацию о том, что, якобы, в 1896 году некий находящийся при смерти старый казак признался на исповеди священнику, что в молодые годы он по приказу своего начальства убил из засады офицера во время дуэли его с другим офицером; лишь много лет спустя «киллер поневоле» узнал, что жертвой стал Лермонтов.
Конкретной фамилии не названо, однако версия с тех пор продолжает существовать. Ее подогревают факты, которые кажутся трудно объяснимыми.

До третьего выстрела
Про некоторые обстоятельства роковой для Лермонтова встречи с его противником упомянул во время наших с ним бесед ветеран прокуратуры Андрей Викторов, который собирал материалы о гибели поэта.
По его словам, досконально воспроизвести в хронологическом порядке все моменты поединка, все перемещения, совершенные его участниками, невозможно. Даже в судном (следственном) деле на сей счет много пробелов.
Впоследствии появилась информация о крайне жестких условиях этой дуэли. Стрелялись на малой дистанции: точно известно, что первоначально противников развели на 35 шагов, и с этих рубежей они могли сделать навстречу друг другу по 10 шагов. Нажимать на курок можно было в любой момент после команды «Сходитесь!» Значит наиболее вероятная дистанция стрельбы 15-25 шагов. При том каждый из участников получил право сделать до трех выстрелов. А в случае промаха противника имел возможность потребовать от него встать к барьеру. То есть фактически заранее один из дуэлирующих был обречен на гибель.
К слову сказать, важный пункт условий сражения пытались от следствия скрыть. Находясь под стражей Мартынов получил записку-инструкцию от Глебова, где корнет советовал ему утаить ситуацию с тремя разрешенными выстрелами: «Теперь покамест не упоминай о условии 3 выстрелов; если позже будет о том именно запрос, тогда делать нечего: надо будет сказать всю правду».
В начале 1960-х место дуэли у подножья горы Машук осмотрели члены специальной экспертной комиссии, в которую входили в том числе криминалисты. Они подтвердили, что площадка эта достаточно ровная, имеет лишь небольшой общий уклон к северу. Значит соперники располагались примерно на одной высоте, а в относительной близости нет других удобных позиций для размещения стрелков. Это важно учитывать при анализе произошедших в тот трагический июльский вечер 1841-го событий.
В свое время было обнаружено письмо, в котором упоминается свидетельство близко знакомого с Михаилом Юрьевичем Владимира Ржевского, находившегося 15 июля в Пятигорске: «…Сейчас рассказывал… про Лермонтова; почти поневоле шел он на дуэль…, и там уже на месте сказал Мартынову, что отдает ему свой выстрел, что причина слишком маловажна, слишком пуста, и что он не хочет стреляться с ним. Но М. непременно требовал, оба прицелились, Лермонтов повернул пистолет в сторону, а тот убил его».
Секундант князь Васильчиков рассказывал: «Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни назад, ни вперед. Пуля пробила… легкие».
Письменное заключение врача, осматривавшего тело погибшего Лермонтова, гласило: «При осмотре оказалось, что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, …пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе порезала мягкие части левого плеча…»

Пригодился бесхозный труп
Более 60 лет назад разобраться с тем, кто же и как убил поэта, попытался известный лермонтовед Ираклий Андронников. С помощью специалистов – ученых, музейных работников, медиков, ему удалось провести следственный эксперимент -смоделировать процесс выстрела в цель из аналогичного старинного пистолета. В качестве «поручика Лермонтова» использовались, судя по описаниям организатора тех испытаний Арсения Березина, сперва сосновые доски, а потом – ради большей достоверности, - даже бесхозный труп, предоставленный моргом Военно-медицинской академии. Как пишет Березин, после произведенного выстрела (пистолет был заряжен абсолютно аутентичными дымным порохом и свинцовой пулей) присутствовавший при эксперименте генерал-медик, изучив его последствия, сообщил: «Лермонтов скончался от пистолетного выстрела Мартынова, а не от пули подосланного убийцы».
Однако версия о коварном – не на дуэли, убийстве поэта, так и не исчезла. Продолжает будоражить умы искателей правды та необычная траектория, по которой летела пуля, сразившая Михаила Юрьевича. Об этом обстоятельстве упоминал и Николай Бурляев: свинец попал в тело Лермонтова под углом около 40 градусов к горизонту при том, что площадка, выбранная для дуэли практически горизонтальная.
То есть, получается, что если стрелял Мартынов, человек отнюдь не лилипутского роста, значит он перед тем, как нажать на курок почему-то низко присел. Никакой логикой такой маневр на дуэли объяснить невозможно.
Правда еще в 1967-м в статье «О ранении и смерти М.Ю. Лермонтова» профессор Ленинградской Военно-Медицинской академии В.И. Молчанов дал свою трактовку причин появления парадоксальной раны поэта. Он отметил, что «восходящее направление раневого канала можно объяснить… рикошетом пули от верхнего края 10 ребра или от какого-нибудь предмета на одежде Лермонтова… Сказанное позволяет утверждать, что ранение Лермонтову могло быть причинено выстрелом Мартынова, и что последний мог стоять в обычной позе дуэлянта…»
Можно однако упомянуть и иное объяснение такой траектории пули, которое дали некоторые расследователи трагедии почти двухвековой давности. По их мнению с точки зрения геометрии и баллистики все стыкуется, если предположить, что выстрел в Лермонтова был произведен еще тогда, когда он не успел доехать до места дуэли и сидел верхом на лошади.
Сделал это Мартынов или кто-то другой?
В качестве одной из гипотез случившегося высказывается такая: майор встретил своего оппонента, когда тот еще находился в седле. Возник между ними разговор, вероятно очень эмоциональный, и далее Мартынов, то ли поддавшись захлестнувшему его приступу ярости, то ли осуществляя заранее продуманный план, поднял пистолет и выстрелил. А может, просто неловко размахивая оружием, случайно нажал на курок? В любом случае вот он – тот самый загадочный угол примерно 40 градусов над горизонталью, под которым пуля вошла в тело: Лермонтов, сидя на лошади, возвышался над пешим Мартыновым.
Дальнейшее угадывается легко: убийца – а случившееся ведь было именно убийством! – заручился поддержкой обоих секундантов, и они все вместе потом перед следствием «разыграли партию», объясняя гибель поэта именно результатом поединка.
Впрочем, хотя с точки зрения геометрической в таком случае «пазл сложился», однако с позиции иной – этической, подобное развитие событий - за гранью. Это уже больше похоже на «разборки» лихих 1990-х, а не на выяснение отношений между господами офицерами николаевской армии. Или мы все-таки слишком хорошо о них думаем?
Написать комментарий