- Общество
- A
Удалось приоткрыть загадки сюжета картины «Москва слезам не верит»: Гошу нашли с помощью КГБ
Вот уже на протяжении 45 лет мы снова и снова убеждаемся, что «Москва слезам не верит», когда любимый многими оскароносный фильм показывают в кино и по телевизору. Содержание этих двух серий знакомо до мелочей. Однако за привычными глазу поворотами сюжета остаются кое-какие загадки. В канун юбилея выхода ленты на экраны, мы попробовали разобраться с некоторыми из них.
Кто бы спорил, что в кино раздолье для условностей. Соблюдение всех реалий прозы жизни растянуло бы фильмы на многочасовые вереницы серий. Поэтому сценаристы и режиссеры порой действуют наподобие фокусников. Раз-два-три — произошло! …Четыре-пять-шесть — невероятное в действительности с киногероями все-таки случилось… Но зрители порой «цепляются» за такие «шероховатости» на экране. И чем популярнее кино, тем больше возникает среди публики споров, больше выдвигается версий насчет обнаруженных «белых пятен» в попытке их объяснить. «Москва слезам не верит» — не исключение. Фильм скрывает по крайней мере одну большую тайну и несколько загадок помельче. Если уж начинать «сеанс разоблачения», то, конечно, с главной непонятности.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/social/jpg/f228c25a57668e71dcef87806c94e28d6156df4b.jpg)
Чекист «из ниоткуда»
Как же это в конце киноповествования простой трудяга Николай, «интеллектом явно не изуродованный» (такую характеристику дала жениху подруги Людмила в начале картины) умудрился буквально за считаные часы отыскать в огромной Москве Гошу-Гогу-Георгия Ивановича, о котором практически ничего, кроме наличия шрама «после аппендицита», не известно?
На финише второй серии события, помните, развиваются следующим образом: после эмоциональных диалогов в квартире Катерины между ней и приехавшими по тревоге подругами обнаруживается вроде бы полная безнадежность найти сгинувшего «слесаря ее мечты», и тут муж Антонины решительно встает и отправляется на поиски. А уже в следующей мизансцене мы видим его у дверей старой коммуналки, где живет запропавший главный герой.
Сверхинтуиция? Способности экстрасенса? Дедуктивное мышление на порядок выше, чем у Шерлока Холмса? Станиславский наверняка сказал бы: «Не верю!»
А нам веру в происходящее на экране поможет обрести знакомство с литературными источниками. Оказывается, выстраивая первоначальный вариант сюжета фильма, автор сценария Валентин Черных включил в него еще одно действующее лицо. В окончательный вариант картины этот персонаж не вошел. Между тем как раз ему Катерина обязана обнаружением Гоши.
Упоминание о данном человеке, о его действиях можно найти в романе «Москва слезам не верит», который В.Черных написал несколько лет спустя после премьеры фильма и который является по сути художественным развитием сценария.
Из этой книги удается узнать, что у самой заводной из трех подружек, Людмилы, еще в начале ее «покорения столицы» появился кавалер. Да не простой, хотя и бесперспективный с точки зрения матримониальных планов энергичной лимитчицы. Вадим Еровшин — генерал с Лубянки. Увы, на 25 лет старше, а вдобавок еще и женатый. Однако прекращать завязавшиеся любовные отношения с ним барышня не захотела. Их связь длилась долгие годы, но от подруг Людмила поклонника до поры до времени таила. Именно Еровшин сумел быстро вычислить местонахождение сгинувшего Георгия Ивановича, узнав по своим каналам необходимые сведения о нем.
Сцены с чекистом и его участием в поисках Гоши режиссер Владимир Меньшов снимать не стал. Возможно, на появление этого персонажа на экране наложили табу вышестоящие инстанции. Зато в роман, опубликованный в постсоветские 1990-е, Валентин Черных те эпизоды, что связаны с Еровшиным, включил. В том числе и тот, где генерал спецслужб «пробивает» нужные сведения о Гоге-Гоше.
Давайте прокрутим концовку фильма уже с этими, хотя бы на словах описанными сценами. Благодаря им удастся открыть и еще несколько секретов, касающихся главного героя фильма: его фамилию, возраст.
Итак, квартира Катерины, где кроме хозяйки с дочкой Сашей находятся приехавшие на подмогу Людмила, Антонина и Николай.
Из романа «Москва слезам не верит»:
«…— Я придумала, — сообщила Людмила и прошла на кухню.
— Выйдите, — попросила она Николая и Александру, — мне надо поговорить тет-а-тет, — и начала набирать номер телефона.
Она вернулась к подругам и сообщила:
— Через двадцать минут подъедут специалисты по розыску пропавших.
…в дверь позвонили. Александра открыла. Вошел Еровшин…
— Коля, — попросил Еровшин, — ты поразвлекай женщин, а мы с Катериной поговорим на кухне…
— Катерина, — начал Еровшин, — я знаю, что его зовут Георгий Иванович, но не исключено, что в паспорте записано Юрий Иванович или Егор Иванович... Людмила говорила, что он слесарь и занимается электроникой…
— Насколько я поняла, он создает приборы, с помощью которых ученые что-то исследуют и защищают диссертации.
— Значит, научно-исследовательский институт… А ты с его слов знаешь, что он занимается электроникой?
— Не только. У них целая компания… Когда мы были на пикнике, там были настоящие кандидаты и доктора наук...
— О чем говорили на пикнике? …На что вы обратили внимание в их разговорах?
— Что в универмаге «Москва» выбросили женские сапоги «Саламандра», все мужики лаборатории побежали покупать своим женам...
Еровшин открыл свой кейс и достал книгу-карту, быстро перелистал ее.
— Ленинский проспект, универмаг «Москва». В двухстах метрах от него — институт электроники.
Еровшин набрал номер телефона.
— Институт электроники. Ленинский проспект. Георгий Иванович, слесарь, механик, приборист, посмотри допуски секретности…
— Возраст?
— От сорока до сорока трех.
— От тридцати восьми до сорока пяти, — сообщил в телефон Еровшин. — Жду!
— Вы не сказали, куда позвонить, — напомнила Катерина.
— Он знает, — ответил Еровшин, — у них телефон с определителем номера…
Зазвонил телефон, Еровшин снял трубку.
— Да. Да. Да. Записываю. Скоков Георгий Иванович, сорок второго года рождения, Малая Бронная, двенадцать, сорок вторая... Понятно, — и положил трубку.
— Знаешь что, тебе не нужно ездить, — обратился он к Катерине. — В такой ситуации начнется выяснение, кто виноват, слово за слово — и потом будет еще труднее поправить. Поедет Николай. Мы его подвезем и по дороге проинструктируем. И он привезет его сюда…»
Вот так, будем теперь знать, что Гога, оказывается, даже чуть моложе Катерины. А места прописки гражданина Скокова Г.И. в романе и фильме не совпадают. «Киношный» Гоша, по его собственным словам, живет «на Вернадского». И здесь, с точки зрения москвоведов, режиссер, подправив сценарий, допустил фактологическую ошибку. Ведь проспект Вернадского это район новостроек. Откуда там взяться старой коммуналке, которую нам показывают. Зато на Малой Бронной таких много.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/social/jpg/23910906c5a5587c9d94c65ac63fd9001641b461.jpg)
Насколько возможна была в реальных условиях брежневского СССР ситуация, описанная в романе «Москва слезам не верит» и скрытая в одноименном фильме?
— Мог высокопоставленный сотрудник КГБ для собственных надобностей, помогая самодеятельным по сути поискам пропавшего человека, использовать служебные возможности? — задаю вопрос эксперту Фонда национальной и международной безопасности, историку спецслужб полковнику в отставке Олегу Хлобустову.
— Подобное вполне возможно. В беседе с Катериной чекист-профессионал применил методы активизации ее памяти. За счет специфических психологических приемов заставил женщину вспомнить важные нюансы. Обнаружилось, например, что НИИ, где работает Гога, находится неподалеку от универмага «Москва». Еровшин выяснил и еще кое-какие подробности о мужчине, скажем, его предполагаемый возраст. Сопоставив несколько фактов, он позвонил в аналитическую службу КГБ и передал вводные данные на разыскиваемого. Спустя время оттуда сообщили: под них подходит один человек.
Надо учитывать и такой момент: Еровшин уточнил, что Георгий Иванович, вероятно, имеет допуск к сведениям, содержащим гостайну. Именно поэтому мужчину достаточно скоро вычислили. Хотя в реальных условиях вряд ли чекисты «пробили» бы Гошу так быстро — всего за считаные минуты, как это описано в книге.
— Еровшину не нужно было предварительно согласовывать свои действия, получать разрешение на поиски Гоши?
— Нет. Даже если бы он был не генерал, а полковник или подполковник — это достаточный уровень для инициирования подобных запросов.
Двое против пятерых
Еще одна, более мелкого «калибра», загадка в «Москве…» связана с эпизодом драки, когда Гоша помогает Александре выручить из беды ее парня Никиту.
Вспомним соответствующие кадры фильма. Юноша в коридоре квартиры резко прощается с девушкой и выскакивает за дверь. Отвечая на вопросы вышедшего на шум Георгия Ивановича, Александра объясняет, что Никиту повадилась избивать компания ее прежнего ухажера Копылова. На это «идеальный слесарь» решительно заявляет: «Ладно. Поедем вместе». Далее следует сцена начала конфликта ребят в каком-то проходе под зданием. И тут непонятным образом материализуется Никитин защитник Гоша в сопровождении своего приятеля Гены (этот персонаж уже мелькал раньше в сценах загородного пикника). Потом — череда эффектных трюков по силовому усмирению разгулявшейся молодежи представителями старшего поколения. И локальный хеппи-энд: Александра, удаляясь с поля битвы под ручку со своим избранником, бросает презрительно его поверженным недругам: «Если еще раз кто-нибудь… когда-нибудь… хоть пальцем!..»
Зритель вправе недоумевать: как герой Баталова умудрился поспеть на место разборки так быстро, почти сразу же за Никитой? И откуда взялся Гена?
Объяснение парадоксам находим в сценарии «Москвы…».
«…— До свидания, Георгий Иванович, — Никита проскользнул мимо Александры и захлопнул дверь.
Александра начала лихорадочно собираться.
— Я поеду с тобой, — сказал Гога. — Только объясни, в чем дело?
— Его бьют, — выпалила Александра.
— За что? — спросил Гога.
— За меня… Он с синяками приходит…
— Поехали!
— Их семь человек, — предупредила Александра. — Все ребята здоровые... Я говорила с Копыловым, объяснила, что не люблю его, а они все равно подкарауливают Никиту.
— Где? — спросил Гога.
— На Лаврушинском, где он живет, в проходных дворах.
— Семеро, говоришь? — Гога задумался и принял решение. Он набрал номер телефона…
По переулку шел Никита. За ним по противоположной стороне улицы — трое мужчин и Александра. И вдруг Никита исчез. Его втянули во двор».
Легко убедиться, что Владимир Меньшов внес коррективы в сюжет. Даже сократил численные составы противоборствующих сторон. У Валентина Черных дрались трое против семерых. В фильме же пятерым «самбистам» противостоят лишь Гоша и Гена, которого главный герой срочно мобилизовал на подмогу по телефону (логично предположить, что приятель жил где-то неподалеку, раз сумел так быстро присоединиться, в романе же упомянуто, что он подъехал на своем автомобиле). А главное, из первоначального сценария становится ясно, что вся эта команда двигалась на финишном — самом опасном — участке пути уже вместе. То есть прикрывающие Никиту мужчины успели его нагнать еще до стычки.
Динамичную сцену драки режиссер тоже выстроил во многом иначе.
Из сценария В.Черных:
«Никита стоял в окружении семерых высоких и плотных парней, трое его держали, четвертый снимал с него ботинки. Сняв ботинки, он перекинул их через невысокую стенку, разделявшую дворы соседних домов. Туда же полетела и кепка Никиты…
Гога с сопровождающими вошли во двор. Трое мужчин легко вошли в круг. Гога подошел к Копылову, который снимал с Никиты ботинки, и резко дернул за рукав его пиджака. Пиджак соскользнул с плеч и сковал руки Копылова. Гога нагнулся, сдернул с ног Копылова ботинки и перебросил их через стенку, туда же полетел и пиджак Копылова. Ребята опешили.
— Вы что, деды? — неуверенно спросил один из них. — Шли бы вы к своим старушкам подобру-поздорову.
Плотный Иван незаметно двинул плечом, и говоривший отлетел в сторону. Ребята бросились вперед. Мужчины мгновенно встали спиной к спине. Ребята наскакивали и разлетались по сторонам. А еще через мгновение все семеро были прижаты к стенке…»
Экранный вариант получился в итоге куда более «бойцовым». Режиссер дал возможность Гоше и Гене во всей красе продемонстрировать перед объективом камеры владение приемами рукопашной.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/social/jpg/c241f6be7ef017dcc9d590e83204de68f65f7f05.jpg)
«Вы еще и автовладелец?»
Меньшов внес в сюжет «Москвы…» немало изменений. Например, по сценарию, написанному В.Черных, молоденькие подруги Катя и Люда должны были наблюдать за «красивой жизнью», придя к посольству Аргентины, куда съезжалась шикарная публика на дипломатический прием. А мы видим вместо этого сцены у Дома кино и поднимающихся к нему по лестнице Юматова, Конюхову, Харитонова… Звезды советского экрана, резко помолодевшие, словно вынырнувшие в 1980-х из прошлого, гораздо более эффектно блеснули в кадре, чем условные «черныховские» боливийский посол и американский военно-морской атташе.
Режиссер по-своему подал тему выполнения Катериной ее депутатских обязанностей. В изначальном варианте у Черных был эпизод, как она ведет предусмотренный графиком регулярный прием избирателей. Но вместо этого получилось разыграть перед зрителями куда более интересный, насыщенный юмором и социальной «перчинкой» сюжет с посещением главной героиней клуба знакомств для тех, «кому за 30» (такие были весьма распространены в ту пору).
Очень серьезной «реновации» Меньшов подверг большой фрагмент фильма, связанный с выездом главных героев на пикник. Показанные на экране сцены принципиально отличаются от тех, что были запланированы первоначально.
Начать с того, что, согласно варианту В.Черных, мы должны были бы увидеть Гошу за рулем автомобиля.
Из сценария:
«— Мать, на пикник! — крикнула Александра.
— Никуда не поеду, — заявила Катерина. — Сегодня воскресенье, хочу отоспаться.
— Отоспитесь на природе, — заявил Гога. — Я взял надувные матрацы.
— Так надо же собираться, — сопротивлялась Катерина. — Я ничего не купила.
— Все куплено, — заявил Гога. — Машина у подъезда.
Еще окончательно не проснувшись, Катерина и Александра вышли из дому и увидели у подъезда «Победу».
— Вы еще и владелец? — спросила Александра.
— Пополам с приятелем. Он ездит, я ремонтирую…»
Далее: никаких друзей, докторов-кандидатов, в мероприятии, организованном на природе, нет. Это могло бы впоследствии усложнить процесс поисков слесаря из НИИ, о котором уже говорилось выше. Однако в итоговом варианте у Меньшова вся честная компания присутствовала.
А вот что было в сценарии:
«…Они остановились в лесу на берегу речки. Гога вынул из багажника стол, складные стулья, мангал и начал нанизывать на шампуры заранее заготовленное мясо.
— Мать, у него масса достоинств, — заявила Александра. — Во-первых, водит машину, часть забот снимается сразу, запасливый, этого нам тоже очень не хватает.
— Это еще не все, — пообещал Гога. — Еще я играю на гармошке, гитаре, балалайке, хожу на руках, играю в преферанс и морской бой.
…Их обступили уже начинающие желтеть деревья, внизу синим полотнищем извивалась река, было тихо и спокойно».
Затем, по задумке В.Черных, следовала сцена «саморазоблачения» Катерины. Да, да, Гоша узнавал о том, что его новая симпатия занимает высокую должность, вовсе не к финалу фильма, а буквально на самом старте их знакомства.
Из сценария:
«После обеда они лежали на надувных матрацах, подставив лицо и тело последнему горячему осеннему солнцу.
— Гога, — сказала Катерина, — я должна тебя предупредить. Я не та, за которую ты меня принимаешь.
— Конечно, не та, — согласился Гога, — ты лучше.
— Я серьезно, — сказала Катерина.
— Она серьезно, — подхватила Александра. — Она не из фабрики-прачечной, она крупный…
— …руководитель промышленности, — подхватил Гога.
— Да, — серьезно сказала Катерина.
— Она еще и депутат, конечно, — сказал Гога.
— Да, — подтвердила Катерина,
— Туда-сюда ездит по заграницам. И только вчера вернулась из Парижа.
— Не вчера, — сказала Катерина, — а две недели назад.
— Не будем мелочиться, — сказал Гога. — День, неделя плюс-минус — не имеет никакого значения.
— Я это серьезно, — сказала Катерина.
— Я тоже, — сказал Гога. — Ты — серьезная женщина, я — серьезный мужчина.
— Гога, вы молодец, — и довольная Александра захлопала в ладоши…»
Так и не поверил тогда «слесарь — золотые руки», что не Золушка ему встретилась в электричке, а Королева. Однако пришлось спустя некоторое время в этом все-таки убедиться. Со всеми вытекающими бурными последствиями.
Салат от Гоши
Наконец, еще один маленький, но заметный при внимательном просмотре картины эпизодик. Долженствующий подчеркнуть «замечательность» Гоши, у которого, как убедилась Катерина, «нет недостатков».
Опять вспоминаем фильм — те его кадры, где Георгий Иванович впервые переступает порог квартиры своей новой знакомой.
«Что, и ужинать будем?» — спрашивает он, оглядывая интерьеры. «Сейчас приготовлю, только минут десять передохну, ладно?» — «Отдыхай». После таких слов чудо-мужчина отправляется на кухню (не сняв уличной обуви и даже не помыв рук, что, честно говоря, несколько снижает его рейтинг в глазах автора этих строк) и устраивает досмотр хозяйского холодильника, вынимая оттуда некие тарелки. Из кулинарных мероприятий потом следует лишь чистка и резка лука, которые поручены недоумевающей Александре. Но когда по истечении отведенных на отдых десяти минут Катерина появляется на кухне, ее ожидает там волшебным образом образовавшееся на столе угощение. Можно рассмотреть какое-то горячее блюдо, несколько салатов. Спрашивается, как это все успел приготовить за несколько минут гость? Или просто перемешал «вчерашние» закуски и разогрел второе?
В первоначальном же варианте сценария детально представлено, как Гоша проявил свои поварские таланты:
«Он прошел на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое и приступил. Зажег плиту, поставил на огонь кастрюлю с супом, прокалил слегка сковородку, бросил на нее антрекоты.
— Ты есть будешь? — спросил он Александру. — Тогда порежь лук.
…Гога профессионально, почти одним движением, снял с селедки кожицу, поставил варить яйца, открыл банку печеночного паштета, в паштет пошел лук, подсолнечное масло, яйца уже охлаждались под струей холодной воды.
Катерина устало поднялась с кресла и вышла на кухню. Стол был уже готов. Катерина хотела что-то сказать, но так и осталась с открытым ртом.
А Гога вытаскивал из подвесного шкафчика начатые бутылки с вермутом, джином, банки с апельсиновым соком, соком манго, смешивал, смотрел на свет, потом достал из холодильника лед, бросил его в фужеры.
Мать и дочь переглянулись.
— Прошу, — сказал Гога и сел только тогда, когда сели женщины».
Действительно, мастер-класс! Но на экране нам этого не показали.
К слову, в том же эпизоде первого визита к главной героине можно увидеть признаки не самого глубокого аналитического ума Георгия Ивановича. Перед ним шикарная по меркам рубежа 1980-х, очень хорошо обставленная квартира с обилием дефицитных книг, бытовой техники, и самоуверенный слесарь 6-го разряда не может понять, что простая работница завода такого себе не в состоянии позволить?!
Эх, Гоша, Гоша! Сообразил бы все это раньше, не пришлось бы потом уходить в восьмидневный запой с горя…
Впрочем, тогда и столь интересного финала у фильма не было бы.
Написать комментарий