Ужасы древней медицины: удалось выяснить подробности старинных стоматологических процедур

9 февраля отмечается профессиональный праздник, который наверняка многим напомнит о негативных эмоциях, - Международный день стоматолога. Лечить зубы рано или поздно приходится практически каждому. Но именно с такими процедурами связаны множество страхов. Углубившись в исторические описания корреспондент выяснил, какими способами боролись с зубовными проблемами наши предки. И на фоне тех давних кошмаров, почувствовал, что боязнь посещения кабинета дантиста «съежилась».

Девятый день последнего зимнего месяца выбран для данного праздника, пришедшего к нам с запада, отнюдь не случайно. Именно на эту дату по католическим канонам приходится поминовение христианской мученицы Святой Аполлонии Александрийской, которую издревле считали помощницей при зубных болях.

У российских жителей на сей счет существовали свои собственные поверья и собственные небесные врачеватели. Впрочем, об этом чуть позже. А начнем нынешний экскурс в историю борьбы человека с больными зубами со времен отдаленных.

Всем бесчисленным поколениям страдальцев от недугов зубовных присуща была отчаянная надежда, что адовых мук лечения удастся избежать. В старину многие пытались справиться с болью во рту домашними средствами. Среди таковых можно встретить и дошедшие до нас рецепты древних европейских врачевателей.

Скажем, знаменитый Плиний предлагал класть в ухо со стороны ноющего зуба вороний или воробьиный помет, смешанный с маслом. Средневековый ученый Карданус советовал сидеть по нескольку часов с открытым ртом, повернувшись в сторону Луны, так как ее свет якобы оказывает благотворное влияние на больные зубы.

А вот Франческо Петрарка в 14-м столетии призывал относиться к проблеме с философской точки зрения: «Во время зубной боли следует утешаться мыслями о слабости человеческой природы. Если зубы выпадают, то нужно припомнить все блага, какие Бог дал человеку, и тогда огорчение по поводу такой ничтожной потери будет казаться неблагодарностью к Творцу. Если зубов более нет, то легче бороться с удовольствиями: меньше ешь, реже смеешься и злословишь. Наконец, если выпали все зубы, - тем лучше, ибо болеть уже нечему».

Философия – философией, но все-таки как-то справляться с нестерпимой болью во рту надо. Методы и инструментарий, которыми пользовались порой «доисторические» стоматологи, можно в наше время смело относить к разряду садистских.

На протяжении нескольких веков существовала теория о том, что зуб начинает болеть, когда в нем поселяется некий червь и прогрызает дыру-дупло. А потому практиковались и соответствующие способы врачевания: пресловутого паразита старались вытащить или умертвить. Для этого пробовали высверливать его буравчиками, или, что еще надежнее, в больной зуб заливали расплавленный воск, а иногда даже свинец. Некоторые эскулапы пытались травить зловредного червя кислотой, прижигали кариозное дупло раскаленным железом «до тех пор, пока огонь не проникнет до самого корня»... Инквизиция отдыхает!

Самой радикальной мерой в борьбе с болью во рту всегда было удаление нездорового зуба. Со временем для этого придумали даже специальные клещи-«пеликаны».

Традиционная в средние века методика выполнения данной хирургической операции весьма отличалась от нынешней. «Дантист» сажал клиента прямо на пол, зажимал его голову у себя между колен, нащупывал «пеликанами» больной зуб и... Впрочем встречались порой весьма экзотические варианты.

До нас дошла информация о французском шевалье, прославившемся в XVIII веке особо оригинальным способом зубной хирургии. Он выдергивал пациентам зубы… сидя верхом на лошади. Само собой процесс происходил не в помещении, а под открытым небом. «Дантист» садился на своего скакуна, вооруженный длинными щипцами. Приблизившись затем к больному он приказывал страдальцу открыть пошире рот, захватывал железным инструментом больной зуб и давал коню шпоры! Сколько при этом было вывихнуто челюстей, история умалчивает. Но, судя по всему, такой прием имел дополнительный «анестезирующий» эффект: от происходящего человека охватывал ужас, и он не столь остро ощущал боль при выдергивании зуба.

Взамен удаленных резцов и моляров наши предки пытались ставить протезы, закрепляя их во рту золотой или серебряной проволокой. Еще в IV-III веках до нашей эры богатые финикийцы обзаводились искусственными зубами, выточенными из слоновой кости. Средневековые «протезисты» порой прилаживали во рту у своих пациентов свиные, собачьи зубы.

В далеком прошлом врачеватели предлагали проводить вспомогательные манипуляции с мучающимся от стоматологических проблем человеком, чтобы «переключить» внимание организма от зубной боли на них. Например, арабский хирург Абулкази, живший в ХI веке, рекомендовал следующую последовательность действий: «Прежде всего больному дают слабительное, заставляют голодать и на пустой желудок принимать частые ванны и делать физические упражнения». Можно было вместо этого «вкатить» страдальцу клизму побольше, тогда уж он точно забудет про дискомфорт во рту.

Очень действенным универсальным методом врачевания в старину считалось создание искусственных нарывов на теле. Подобный отвлекающий маневр практиковали и в случаях с зубной болью. Причем в России «нарывотерапия» кое-где применялась самодеятельными лекарями вплоть до конца ХIХ века. У доморощенных эскулапов даже существовала специальная терминология. Вот, скажем, «фонтанэль». Так называли глубокий надрез на коже, куда вкладывали горошину, которая через непродолжительное время и вызывала процесс нагноения. А еще можно было использовать «заволоку». В этом случае делали два параллельных разреза на небольшом расстоянии друг от друга и между ними под кожей продергивали нитку. Ее следовало затем время от времени теребить, чтобы поскорее образовался нарыв.

Ну вот мы и добрались до отечественных борцов с зубными болезнями. Начнем опять же с терапевтических методов наших прапрапрадедушек и прапрапрабабушек.

Помимо импортных рецептов (вроде магического воздействия лунного света) существовали и свои, русские «проверенные средства». Согласно одному из них, пользу мог принести... обыкновенный таракан. Его (живого!) следовало завернуть в тряпочку и бережно положить на больной зуб, сопровождая данную процедуру произнесением соответствующего текста. Бытовала уверенность, что таракашка в этом случае обязательно «заговорит» боль.

Очень надежным лекарством считался огарок свечи, поставленной в храме на Сретенье или на Страстную Седмицу, - ее кусали больным зубом.

Многие в борьбе с зубной болью надежду возлагали на истовые молитвы и содействие высших сил. Среди сонма православных Святителей почитали первым помощником в подобной ситуации Святого Антония. В ХVII веке существовал даже обычай, по которому в благодарность за избавление от зубовного недуга нужно было обязательно привесить к его образу маленькие серебряные зубочки. Не меньшей популярностью у чающих стоматологической помощи пользовалась и знаменитая в Москве икона Владимирской Богоматери. К ней тоже привешено было много серебряных зубчиков (их сняли позже по распоряжению императора Петра: серебро потребовалось в казну).

Но подобные способы далеко не всегда давали хоть какой-то эффект. Чаще всего, кончалось тем, что нестерпимая боль во рту, которую так и не получилось унять, гнала человека к лекарю.

К слову, в давние времена существовала группа людей, у которых кариес являлся профессиональным заболеванием. И это, говоря современным языком, работники здравоохранения - аптекари. Самое первое на Руси фармацевтическое учреждение – «царева аптека», открылось в Кремле в 1581 году. С тех пор количество таких точек в городах постепенно возрастало. Аптекари занимались приготовлением лекарств собственноручно. Чтобы убедить покупателей в безвредности своей продукции, они тут же, за прилавком, демонстративно пробовали при них всякое продаваемое снадобье. А поскольку значительную часть препаратов в ту пору составляли разнообразные сиропы, фармацевты от постоянного употребления лечебных сладостей страдали обилием поврежденных кариозных зубов.

Уже в ХIII веке на Руси существовали люди, считавшие своей специализацией врачевание разболевшихся «жевательно-кусательных элементов»: кровопуски, повивальные бабки, зубоволоки... Однако сам термин «зубной врач» появился лишь в 1710 году по указу того же Петра I. А чуть позже Сенат издал закон о запрещении лицам, не имеющим медицинского образования, заниматься зубоврачеванием. Впрочем данный запрет сплошь и рядом нарушался. Что уж там говорить, если сам царь-реформатор любил попрактиковаться в стоматологическом ремесле. Его величество всегда держал под рукой щипцы-«пеликаны», которыми с удовольствием выдергивал зубы своим приближенным при жалобах на боль во рту.

Дантистами «по совместительству» подрабатывали мастера самых разных специальностей - цирюльники, мозольные операторы, кузнецы, граверы… Еще полтора века назад в Москве славился своим искусством рвать зубы один из сторожей при анатомическом театре. Причем пользовался он для этой операции теми же инструментами, которые употреблял, препарируя трупы.

Стоматологи-«любители» преуспели, главным образом, лишь в удалении. Ну а собственно лечением зубных болезней занимались все-таки иные, куда более квалифицированные умельцы.

Уже в 18-м столетии обитатели Первопрестольной из числа состоятельной публики могли воспользоваться услугами профессиональных зубоврачевателей, приехавших из Западной Европы. На страницах старых документов встречаются упоминания об одном из первых московских дантистов, французе Якове Клере, который лечил семьи князей Голицыных, Нарышкиных, Меншиковых...

В газете «Московские ведомости» он не раз помещал свою рекламу: «...вынимает зубы искусным и легким способом, кривые поправляет, вместо оных вставляет новые, черные белит и лечит во рту всякую болезнь, фистулу и скорбут; для содержания зубов в чистоте делает зубные порошки, також и полоскательную воду для мытья десен…; притом имеет лекарства здоровые и приятные для рта. ...При сем он объявляет, если кому он понадобится, то б те присылали по его свою карету».

Еще более широкую рекламную кампанию развернул на газетных страницах другой московский врач, итальянец Антонио Кампиони. Для расширения своей популярности он даже предлагал в объявлениях бесплатное лечение зубов беднякам.

Наряду с такими патентованными специалистами свои услуги жителям старой столицы по прежнему предлагали «народные целители».

В середине XIX века в Белокаменной пользовались большой популярностью некие знахари-китайцы, которые, как гласила молва, умели ловко извлекать своими инструментами червяков из больных зубов (вспомним упомянутую выше теорию о «прогрызающих дупло» паразитах). При этом восточные чудодеи даже показывали потом пациенту этих вредителей! Лишь позднее выяснилось, что москвичей нагло обманывали. Китайцы применяли для «лечения» специальные крючки с деревянными ручками. А в ручках этих имелись потайные углубления, куда перед началом очередной процедуры «дантисты» клали обычных капустных червяков. Поковыряв для видимости в больном зубе, знахарь незаметно вытряхивал этих мелких тварей из тайника себе на ладонь и показывал пациенту: вот, мол, он, источник неприятностей, теперь во рту все будет в порядке.

Долгие годы стоматологией у нас в стране могли заниматься исключительно представители сильного пола. Однако в 1829 году появилось утвержденное лично императором Николаем I Положение «О допущении женщин к испытанию на звание зубного врача». Документы сохранили фамилию первого российского дантиста в юбке: в том же 1829-м патент «зубной лекарки» получила некая госпожа Назон.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"