- Общество
- A
Не облекай резиной плоть: в РПЦ осудили использование презервативов
Поиски решения демографической проблемы велись долго, напряженно, но, увы, безуспешно. Что только ни перепробовали наши государственные мужи и жены, чего только ни предлагали и ни внедряли, но, говоря словами поэта, всё не так, ребята. Всё не то. Но вот наконец в конце темного, мрачного туннеля забрезжил свет. Эврика, - вскричал протоирей РПЦ Кирилл Иванов. Ну, то есть вскричал, конечно, про себя или, по крайней мере, непублично. Публично было сказано иное.
Вот оно, откровение от отца Кирилла: "Вы должны понимать, что контрацепция - это, по сути, обращение к Богу: "Мы тебе не доверяем". То есть вы считаете, что у вас нет возможности поднять ребенка, и при этом считаете, что Господь может вам послать ребенка, не зная, что вы в таких стесненных обстоятельствах находитесь... Бог все-таки лучше знает, посылать вам ребенка или не посылать".
Уточним, что этими словами священник - настоятель храма во имя Пресвятой Владычицы Богородицы, игумении горы Афонской (Санкт-Петербург), - ответствовал на вопрос, заданный ему во время онлайн-общения с паствой: "Повенчались два инвалида, которые не могут потянуть материально, да и физически рождения детей. В таком случае супружеская близость с контрацепцией грех?" Ответ пастыря предельно ясен: грех, да еще какой! Даже если "греховное дело" касается инвалидов, больных, а про здоровых, стало быть, и говорить нечего.
Нельзя сказать, что церковь и до этого с восторгом относилась к контрацепции. Но заведомым грехом ее использование все-таки не считалось. Во всяком случае не всякой контрацепции. Основы социальной концепции РПЦ делят соответствующие средства на те, которые "обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона", и все прочие. И, безусловно, осуждаются лишь первые: "К их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту".
"Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя", - уточняет концепция. Несомненным грехом, согласно этой своду правил, является лишь полный отказ от деторождения. А кому и сколько рожать, церковь либерально оставляет на усмотрение самих ячеек общества, признавая, что супруги отвечают перед Господом не только за продолжение рода человеческого, но и за полноценное воспитание детей.
"Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время", - гласит концепция. И слова "один из путей" ясно говорит о том, что возможны и другие пути. Ничуть не более греховные.
Впрочем, совсем уж на самотек это важный вопрос церковь не пускает: "Решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано»".
Но, вполне возможно, концепцию придется скоро выкинуть в утиль как устаревшую и чересчур либеральную. Высказывание отца Кирилла - явственный симптом новых веяний в РПЦ, которые в полной мере соответствуют веяниями общегосударственным. Жизнь в нашем Отечестве не стоит на месте, а церковь себя от Отечества и его забот, как известно, совершенно не отделяет.
Жизнь летит вперед, наталкиваясь на новые проблемы, а порой в поисках их решения - и на новые тупики. Ну, очевидно же, что борьба с абортами, которой в последнее время уделяли крайне много внимания как светские, так и духовные власти, проблему спада рождаемости не решает и решить не может.
Проблема не в том, что россияне отказываются рожать. Таких на самом деле не так уж много. А в том, что не хотят зачинать. Во всяком случае зачинать больше, чем зачинают сегодня. Так что протоиерей Иванов зрит в корень. Логика у священнослужителя, правда, несколько хромает. По той же логике и лекарства, выходит, в случае болезни не надобно принимать: не то тоже обидишь Господа недоверием. Господу ведь лучше знать, настала тебе пора помирать или нет.
Но логика в таких делах не главное. Логику можно будет причесать, докрутить. Добавив, к примеру, патриотических аргументов. Типа: "Купил презерватив - помог врагу". А еще лучше снабдить упаковки надписями вроде тех, что красуются на сигаретных пачках. Примерный дизайн уже размещен энтузиастами в Сети. "Пилотная" надпись предупреждает: "Не облекай резиной плоть! Тебя без ней создал Господь!"
Впрочем, если подходить к вопросу совсем уж принципиально, то и предупреждающие тексты - полумера. Если подходить по серьезному, то надо вообще запретить "изделие номер два". И дело с концом - в приличном смысле этого слова. Запрет, кстати, несложно будет подкрепить историческими и идеологическими доводами: все это, мол, результат тлетворного иноземного влияния, на Святой Руси такой бесовщины сроду не водилось. И пусть кто-то попробует опровергнуть.
Ну, а если рождаемость и после этого не попрет вверх... Впрочем, допускать такое - это уже, пожалуй, ересь. Это все равно что признать, что проблема в чем-то другом, в каких-то иных аспектах государственного бытия. Что граждане зачинают и рожают меньше не из-за капризов, не по причине сибаритства, а из-за того испытывают все большую неуверенность в завтрашнем дне, которую не силах перебить ни запреты, ни посулы. Ну, сказано же: ересь.
Написать комментарий