Нефтедобыча сквозь призму живописи: в России возрождается жанр индустриального пейзажа

Развитие этого жанра началось в XIX веке вместе с ударными темпами роста промышленности. Тогда художники стали часто изображать в работах заводы, стройки и производства. В СССР бум жанра индустриального пейзажа пришелся на 1920-е годы, время грандиозных экономических преобразований и строек. Сегодня индустриальные пейзажи вновь набирают популярность.

Накануне Дня нефтяника в Москве открылась отраслевая выставка «Нефтью едины». Организованное компанией ЛУКОЙЛ мероприятие объединило на ВДНХ работы тринадцати художников.

Авторы более 120 картин отобразили будни стратегически важной для нашей страны нефтегазовой отрасли. Перед гостями посвященной 95-летию нефтяной промышленности Пермского края и Республики Коми выставки в павильоне №25 «Нефть» расположены изображения старейших российских промыслов, в частности Волго-Уральской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций. О том, какие эмоции и впечатления дарят посетителям современные промышленные пейзажи, рассказываем в нашем материале.

«Я думаю, что обращение к культуре регионов чрезвычайно значимо, поскольку в какой-то степени долгое время эта часть нашей культуры была обездолена. И мы прекрасно знаем, чем это закончилось. Поэтому любая поддержка региональной культуры – в областях, в регионах, в республиках – имеет первостепенное значение», – отметил гендиректор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Как создавались картины

Художники вдохновились нефтепромыслами Усинского и Баяндыского месторождений. Им удалось побывать на буровых установках, познакомиться с процессом подготовки нефти, посетить Усинский газоперерабатывающий завод и энергоцентр «Уса», который обеспечивает энергией объекты нефтедобычи.

«Две недели мы провели на пленэрах. На завершение работ у нас было буквально 3-4 месяца. Художники сконцентрировались и показали не только этюды и походные варианты. Сюжеты, которые им очень запали в душу, превратили в большие полотна. Сегодня эти картины представлены широкой общественности. И для меня это очень знаковое событие», – рассказала участница выставки и идеолог проекта Любовь Малышева.

Авторам картин удалось запечатлеть на полотнах мощь и величие нефтедобывающей промышленности. «Трубы – это не природа, не человек, не совсем то живое, что я привыкла писать раньше. Как к этому подойти? Начали мы с этюдов. И тогда мощь этих построек меня поразила – космос на земле! Эти агрегаты в моем восприятии соединили творческую живую мысль с огромной конструкцией человеческой мысли. Для меня было важно, что каждая работа была наполнена чувственным содержанием», – поделилась впечатлениями член Союза художников России Валентина Соловьева.

По словам телеведущей Ларисы Вербицкой, авторы выставки сумели показать, что за индустриальной мощью стоят судьбы простых людей. «Это летопись, воплощённая в красках, в холсте, в эмоциях, в любви, в переживаниях, в чувствах. Это совершенно другой взгляд на индустрию нефтяной промышленности. И самое главное, что за всей этой мощью стоят люди», - отметила телеведущая.

Индустриальный пейзаж был и остается

Одним из ярких примеров экспозиции стала картина «скважины-бабушки», на которой с 30-х годов добывалась пермская нефть. Не менее интересны изображения грандиозных скважин Полазненского месторождения, построенные в советские годы по примеру морской добычи, уникального месторождение имени Сухарева, где добыча была организована с насыпных островов.

«Жанр индустриального пейзажа был и остается, он не умирал никогда. Например, были замечательные художники Борис Яковлев, Мстислав Добужинский, Александр Дейнека и другие. На их картинах были не только пейзажи, но и люди. На этой выставке люди тоже есть, это не голый пейзаж. Здесь очень много хороших вещей, в частности по гамме, они сложные, не банальные. Это самое важное», – поделился впечатлениями Народный художник РФ Александр Рукавишников.

Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин обратил внимание на важность сохранения культурного наследия регионов. «Я думаю, что обращение к культуре регионов чрезвычайно значимо, поскольку в какой-то степени долгое время эта часть нашей культуры была обездолена. И мы прекрасно знаем, чем это закончилось. Поэтому любая поддержка региональной культуры – в областях, в регионах, в республиках – имеет первостепенное значение», – подчеркнул он.

«Трогает за душу, когда видишь знакомые пейзажи. Это большой шаг и очень ценно, что ЛУКОЙЛ предоставляет возможность увидеть эти картины всем желающим. Убежден, что эта выставка привлечет в отрасль новых людей, которые хотят развиваться в направлении нефтепромышленности», – сообщил зампред правительства Республики Коми, министра экономического развития, промышленности и транспорта Евгений Мазур.

Посмотрев экспозицию «Нефтью едины», статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко также отметила, насколько значимы подобные мероприятия для развития отрасли:

«Такие выставки, такие красивые картины показывают нашу индустриальную жизнь, нашу промышленность даже в самых суровых краях. Мы надеемся, что это поможет сделать работу в ТЭКе привлекательной для многих молодых специалистов, для студентов, которые еще не определились, куда пойти работать. Я надеюсь, что в этом направлении тоже будут последователи и мы увидим еще много прекрасных работ».

Фото: Виталий Савельев

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"