Острые проблемы музыкальной науки

Ответ на публикацию газеты «Музыкальное обозрение» «Столичный вуз против вуза провинциального?»

В редакцию газеты «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» из журнала «Проблемы музыкальной науки» (https://musicscholar.ru/), выпускаемого Уфимским государственным институтом искусств (УГИИ), поступило письмо, подписанное главным редактором В.А. Шурановым и его заместителем Е.Р. Скурко. В приложении приводились выписки из надзорных и судебных документов, призванные создать впечатление достоверности. Небольшое предисловие, не оставляющее сомнений в позиции газеты «МО», вносило в текст отчетливый эмоциональный градус. Газета выражала удивление, что научное музыковедческое сообщество, оказывается, не всегда демонстрирует «высокие творческие и этические отношения». Обратиться к мнению другой стороны, в качестве которой упоминалась Российская академия музыки имени Гнесиных, редакция почему-то не сочла нужным.

О чем же говорится в этом письме? Его суть заключается в следующем: столичный вуз, ставший некогда родоначальником вуза провинциального, теперь ущемляет младшего товарища, позарившись на его научную собственность — многолетние достижения печатного журнала «Проблемы музыкальной науки». В связи с этим УГИИ предлагает РАМ имени Гнесиных отказаться от названия своего сетевого СМИ «Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship», а заодно и всей его истории.

Однако так ли проста ситуация, описанная в письме? Попробуем разобраться последовательно.

Название журнала «Проблемы музыкальной науки», созданного в 2007 году по инициативе и при деятельном участии Л.Н. Шаймухаметовой, бессменного главного редактора вплоть до середины 2022 года, в настоящее время представлено в двух независимых друг от друга изданиях. Первое (https://journalpmn.ru) выпускается в РАМ имени Гнесиных, другое (https://musicscholar.ru/) — в УГИИ. Между изданиями существуют принципиальные различия, существенные для профессионального научного сообщества. Главное из них заключается в том, что гнесинское сетевое издание индексируется в международной наукометрической базе данных (МНБД) Web of Science Core Collection (WoS CC), а уфимский журнал в МНБД не индексируется. В Российской Федерации такой статус вообще большая редкость: его имеют всего четыре искусствоведческих журнала1, среди которых гнесинский https://journalpmn.ru — единственный, имеющий сугубо музыковедческую направленность. Важно также подчеркнуть, что, по данным компании Clarivate (владелец WoS), журнал «Проблемы музыкальной науки»

РАМ имени Гнесиных (eISSN 2782-3598) в 2024 году стал лидером по показателям цитирования среди указанных изданий.

Не будем касаться сути конфликта, возникшего между редакцией журнала и прежним руководством УГИИ: до определенного времени он не затрагивал интересов РАМ имени Гнесиных. Однако к настоящему времени ситуация изменилась и настоятельно требует прояснения позиции академии.

Прежде всего обратим внимание: в письме подчеркивается противостояние вузов, а не журналов:

«Сегодня Уфимский институт видит только один выход из ситуации: убедить РАМ им. Гнесиных, издателя электронного СМИ, отказаться — в соответствии с решениями судебно-правовых органов — от продолжающихся попыток присвоения названия уфимского журнала, его истории и выпусков, размещенных на сайте Академии».

Даже в этом коротком утверждении содержатся как минимум две ошибки. Во-первых, гнесинское сетевое СМИ «Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship» на протяжении всей истории противостояния ни разу не было предметом исковых требований; соответственно, никаких судебно-правовых решений в его адрес не выносилось. Все судебные тяжбы по журналу лежат в плоскости печатного издания.

Во-вторых, вряд ли у авторов письма есть право заявлять что бы то ни было от имени УГИИ. Подписи руководителя института под его текстом нет. Возможно, он даже и не подозревает о той конфронтации, какая приписывается нашим вузам в публикации под названием «Столичный вуз против вуза провинциального?», размещенной в рубрике «Конфликт».

Немного о мотивах

Как утверждается в письме, РАМ имени Гнесиных в своем стремлении удержать журнал руководствуется двумя причинами:

«1. Индексация уфимского журнала в международных базах цитирования. В 2021 году Шаймухаметовой Л.Н. удалось «переписать» этот статус на свое издание.

2. Международная индексация дает возможность издателям электронного СМИ принимать к публикации статьи на коммерческой основе (условия указаны в разделе «Оплата публикаций» на сайте ru)».

Обе указанные причины, как и многое другое в опубликованном материале, требуют комментария. Прежде всего в пояснениях нуждается утверждение авторов о возможности «переписывания» международного статуса журнала. Подобная практика исключена. Совокупность правил, обеспечивающих индексацию в международных наукометрических базах данных (МНБД), не предполагает возможности «переписать» статус в любой из МНБД ни на себя, ни на кого бы то ни было другого. Этот статус уникален и присваивается только конкретному изданию после выполнения суммы требований. Так, для вхождения в МНБД необходимо иметь международное распространение СМИ (печатный журнал УГИИ в Роскомнадзоре имеет только российскую территорию распространения) и успешно пройти все этапы процедуры оценки научного журнала в соответствии со строгими требованиями, где экспертами рассматривается качество контента и уникальный для каждого издания состав редакционной коллегии. Иными словами, оценочное рассмотрение в WoS персонально проходят главный редактор и члены редколлегии. Только после этого становится возможным включение журнала и его метаданных в коллекцию WoS и постатейная индексация. Все это в необходимые сроки делала только Л.Н. Шаймухаметова для «своего» журнала. Сегодня ситуация такова, что этот статус ни подарить, ни передать по наследству другому журналу, пусть и полному тезке, попросту невозможно. Даже если РАМ имени Гнесиных вдруг согласилась бы поменять название своего СМИ, ничего от этого не выиграл бы и журнал уфимский, так как он представляет собой совершенно отдельное издание со своим собственным ISSN (International Standard Serial Number). Автоматически, без оценки, а только по критерию названия, ни один журнал войти в МНБД не может.

Подтверждение содержится и в разъяснительном письме О.В. Кирилловой, президента Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) — базовой организации Технического комитета по стандартизации Подкомитета 3 по направлению «Издательское дело и книгораспространение» (Приказ № 1227 от 14.07.2023 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Минпромторга России (Росстандарта)), — направленном в РАМ имени Гнесиных:

«В настоящее время для российской научной общественности остается важной характеристика журналов с точки зрения их индексации в международных наукометрических базах данных. Журнал «Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship» индексируется в Web of Science Core Collection (WoS CC) в разделе Emerging Sources Citation Index (ESCI) <…> Издателем индексируемого журнала является Российская академия музыки им. Гнесиных (PROBLEMY MUZYKALNOI NAUKI-MUSIC SCHOLARSHIP, ISSN / eISSN 2782-358X / 2782-3598, Publisher GNESIN RUSSIAN ACAD MUSIC, 30-36, Povarskaya Street, Moscow, Russia, 121069). Журнал продолжает индексироваться в этой БД, хотя ни изменения по российским журналам, ни прием новых отечественных журналов в WoS CC в настоящее время не осуществляются. Сайт журнала с указанными выше ISSN (https://journalpmn.ru/index.php/PMN) является источником информации для индексации его в этой БД».

Еще раз подчеркнем: президент АНРИ официально подтверждает, что в настоящее время для российских журналов закрыта возможность не только быть принятым в МНБД, но даже и внести какое-либо изменение. А учитывая, что сегодня в России гнесинские «Проблемы музыкальной науки» — единственный именно музыковедческий журнал, который индексируется в WoS CC, утрата его статуса будет чувствительной для всего профессионального сообщества музыковедов.

Теперь к тезису о публикациях на коммерческой основе. Не секрет, что материальные вложения в выпуск и производство журнала значительно превышают доходы от него. Причина очевидна: бóльшая часть статей публикуется бесплатно, а труд редакторов и переводчиков необходимо регулярно оплачивать. При этом издательская политика журнала проста и прозрачна. От оплаты полностью освобождены несколько категорий авторов, в их числе: члены редколлегии; сотрудники редакции и организации-учредителя; авторы, приглашенные по инициативе редакции; участники научных конференций в РАМ имени Гнесиных, чьи доклады были рекомендованы к публикации. Льготные условия решением Ученого совета установлены для всех консерваторий — участников Консорциума, образованного в рамках программы «Приоритет 2030» (всего 8 музыкальных вузов).

Кстати, низкая доходность журнала в период, когда он издавался Л.Н. Шаймухаметовой в УГИИ, и стала одной из главных причин конфликта, возникшего в 2020 году между редакцией журнала «Проблемы музыкальной науки» и прежним руководством института. Несмотря на наличие международной индексации, размер годовых убытков в предшествующем конфликту 2019 году был зафиксирован на уровне 1 589 206,20 руб. И это при наличии восьми соучредителей, каждый из которых вносил ежегодный учредительный взнос в размере 150 000 руб. (общий размер взносов составил 996 936 руб.), и дохода от платных публикаций —

550 000 руб. Приводимые данные содержатся в Решении Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2021 года по делу № 2-74/2021. В этот суд УГИИ обратился с иском к Л.Н. Шаймухаметовой, отказавшейся продолжать выпуск журнала на новых условиях финансирования, предложенных УГИИ: согласно документам, выплаты главному редактору и сотрудникам редакции в смете 2020 года сокращались более чем в 5 раз. При этом институт через суд пытался добиться продолжения договорных отношениях по дальнейшему выпуску журнала. Однако — в удовлетворении иска суд отказал.

В том же судебном Решении прямо говорится: «С каждым годом убытки, которые покрывались за счет издателя, росли», «Издатель решил в 2020 году не покрывать убытки журнала» и т.д. То есть УГИИ, до того их покрывавший, в 2020 году фактически отказался от финансирования редакции.

Тогда о какой доходности можно говорить, если очевидно, что научный журнал не может существовать на условиях самоокупаемости?

Неудобные факты

Нередко бывает так, что для понимания проблемы более важными оказываются не те факты, какие приводятся в публикации, а те, какие в ней не приводятся. Например, такие: вследствие конфликта за весь 2020 год в УГИИ не было выпущено ни одного номера журнала «Проблемы музыкальной науки». Последний выпуск, в котором этот вуз числится издателем, был подписан в печать Л.Н. Шаймухаметовой 18 декабря 2019 года, а следующий номер в УГИИ подписали только 29 июня 2021 года. Этот момент имеет принципиальное значение. Допущенная годовая пауза привела к нарушению одного из базовых принципов высокорейтинговой научной периодики — непрерывности выпусков. Однако в архиве журнала УГИИ никакого перерыва нет: там представлены все четыре выпуска 2020 года. Как такое оказалось возможно?

А дело обстояло так. Ввиду отсутствия финансирования со стороны УГИИ и других соучредителей главный редактор Л.Н. Шаймухаметова была вынуждена искать иные пути продолжения издания журнала, действуя в соответствии с п. 5 договора между редакцией и учредителем № 98-16. В русле выполнения своих обязательств она не могла допустить нарушения принципа периодичности. Выход виделся один: сменить издателя журнала. Эту функцию, как уже отмечалось ранее, приняла на себя автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования научно-методический центр «Инновационное искусствознание» (АНО) по решению большинства соучредителей. В том же 2020 году свои учредительские права передали АНО три вуза-соучредителя — Петрозаводская, Ростовская консерватории и Северо-Кавказский институт искусств. Здесь также важно отметить, что право на журнал (его наименование) было четко регламентировано. Согласно п. 9.1 того же договора № 98-16 в случае изменения состава Учредителей право на название сохраняется за Редакцией — в лице Л.Н. Шаймухаметовой. Поскольку в 2020 году состав учредителей изменился, название СМИ перешло действующей редакции. В том же 2020 году Роскомнадзор зарегистрировал новое сетевое издание — «Проблемы музыкальной науки». Наполнением созданного сетевого издания послужили материалы журнала открытого доступа с 2007 года.

В марте 2021 года УГИИ, на длительное время отстранившийся от выпуска журнала, решает его возобновить и назначает нового главного редактора журнала В.А. Шуранова. После этого в сети Интернет появляется новый сайт, принадлежащий и администрируемый УГИИ, на котором размещаются материалы печатного журнала «Проблемы музыкальной науки», включая весь архив выпусков этого журнала также с 2007 года.

Параллельному дублирующему выходу журнала 29 июня 2021 года предшествовало извещение ректора А.И. Асфандьяровой и только что назначенного главного редактора г-на Шуранова о подготовке специального выпуска. Примечательна заключительная фраза, которая содержится в этом документе:

«Обращаем ваше внимание, что в сетевом пространстве действует журнал с аналогичным названием, зарегистрированный в Роскомнадзоре как электронное издание (ЭЛ № ФС 77-78770 от 30.07.2020). Данное издание является независимым и автономным от Издателя печатного журнала — Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова».

Действительно, журнал, издаваемый Л.Н. Шаймухаметовой на базе АНО «Инновационное искусствознание», продолжал выпускаться в течение всего 2020 года. А спустя некоторое время именно эти номера 2020 года («автономные и независимые») появляются на сайте УГИИ как продукт деятельности этого института.

Для чего это понадобилось? Ответ очевиден: необходимо было закрыть годовой пробел в периодичности выпусков, допущенный УГИИ в результате конфликта с прежним составом редакции. Метод был избран незамысловатый: в выходных данных уже опубликованных и размещенных в Cети журналов фамилия главного редактора Л.Н. Шаймухаметовой задним числом заменена на фамилию В.А. Шуранова, а в качестве издателя указано не АНО «Инновационное искусствознание», а УГИИ.

В таком «обновленном» виде — с чужим контентом и выходными данными — выпуски 2020 года и появились на сайте института. Однако ни содержание выпусков, ни префиксы DOI (Digital Object Identifier) заменить не удалось.

Обнаружив подлог, редакция журнала обратилась в Национальное фондохранилище Российской государственной библиотеки (РГБ) и Российскую книжную палату, а также в НЭИКОН ИСП — Национальный консорциум российских библиотек, с просьбой уточнить истинного правообладателя выпусков 2020 года. В официальных ответах подтвердили: главным редактором всех своевременно поступивших выпусков 2020 года значится Л.Н. Шаймухаметова, а издателем — АНО ДПО НМЦ «Инновационное искусствознание» (АНО). Также было получено уведомление о том, что префикс 10.33779, которым маркированы все указанные выпуски, оформлен на организацию АНО ДПО НМЦ «Инновационное искусствознание».

То есть в течение 2020 года АНО по представлению Л.Н. Шаймухаметовой заключало с авторами лицензионные договоры и присваивало научным статьям уникальные цифровые идентификаторы — DOI, однозначно указывающие на цифровой шифр АНО «Инновационное искусствознание» (10.33779). Убедиться в том, кому в действительности принадлежат четыре номера 2020 года, совсем нетрудно. Для этого надо найти любую статью из выпусков 2020 года с сайта УГИИ (https://musicscholar.ru/), скопировать ее номер DOI, ввести в адресной строке браузера ссылку https://doi.org/ и добавить после слеша искомый DOI. Публикация откроется не на сайте журнала УГИИ, а на странице сайта журнала НМЦ (https://journalpmn.ru/), указав истинного правообладателя. Таковы преимущества цифровой идентификации, позволяющие установить, что УГИИ не является издателем четырех выпусков 2020 года, а их размещение на сайте журнала неправомерно.

Зачем же понадобилось УГИИ присваивать чужие выпуски? Ответ прост: без них в 2022 году было невозможно подать документы на включение журнала в Перечень ВАК. Для этого требовалось показать не менее 8 номеров за последние 2 года, притом номеров, выпускаемых непрерывно, а этим объемом журнал УГИИ не располагал. Ведь назначение г-на Шуранова на должность главного редактора произошло не в 2020 году, а только в марте 2021 года: к этому времени Л.Н. Шаймухаметова успела выпустить 5 номеров журнала. Необходимость выдать чужой журнал за издание УГИИ вынудила г-на Шуранова объявить себя задним числом не главным редактором, а и. о. главного редактора: другого выхода «спрятать» дату реального назначения у него просто не было.

В публикации «МО», как заклинание, повторяется тезис, который г-н Шуранов неизменно включает в свои многочисленные письма и массово рассылает в музыкальные учреждения страны:

«Со дня основания до сегодняшнего дня выпуск журнала Уфимским институтом искусств осуществлялся непрерывно, что неоднократно зафиксировано решениями юридических инстанций. К настоящему моменту вышло 54 номера».

Ключевое слово здесь — «непрерывно». Однако при этом авторы письма умалчивают, что перерыв, имевший место в действительности, был закрыт за счет журнала, к которому УГИИ как издатель не имеет никакого отношения.

Следует добавить, что неудачной оказалась и попытка г-на Шуранова без спроса разместить действующую редколлегию в новом журнале УГИИ, предпринятая после назначения его главным редактором в апреле 2021 года. Члены редколлегии и сотрудники редакции, чьи имена были размещены на странице издания без их ведома, стали писать во множество инстанций, выражая резкое несогласие с самовольным использованием их прав. УГИИ в срочном порядке пришлось менять весь состав редколлегии, так как члены редколлегии, участвовавшие в подготовке журнала WoS, не согласились сотрудничать с новым изданием.

Однако следует признать: благодаря четырем «шаймухаметовским» выпускам 2020 года, выданным за продукты собственной деятельности, г-н Шуранов получил возможность говорить о якобы «непрерывности» выпусков и подать в 2022 году заявление о включении его журнала в Перечень ВАК, создав видимость требуемой периодичности.

Вот, кстати, туда теперь и обратим наши взоры. Один из авторов письма, г-жа Скурко, будучи заместителем главного редактора журнала, а также лицом, заинтересованным в продвижении «своего» журнала, в 2022 году вошла в состав Экспертного совета ВАК. К этому времени сетевой журнал уже перешел от АНО к новому издателю — РАМ имени Гнесиных, которое стало и его учредителем. Получив соответствующие возможности, г-жа Скурко, вероятно, решила, что существование издания-конкурента противоречит интересам журнала УГИИ. После этого начались злоключения сетевого издания РАМ имени Гнесиных. Сначала его не приняли в Перечень по искусствоведению, затем — исключили по культурологии и педагогике. К счастью, несмотря на это, журнал все равно продолжает оставаться «ваковским» по причине его вхождения во второй список под названием «Справочная информация об отечественных изданиях, которые входят в международные реферативные базы данных и системы цитирования…» (считается включенным в Перечень в соответствии с п. 5 Приказа Минобрнауки России от 12.12.2016 № 1586).

Предложение по существу

РАМ имени Гнесиных не раз пыталась разрешить ситуацию. Но вот только разрешение мыслилось ею не в духе «отнять и поделить», а совсем наоборот — «спасти и сохранить». С этой целью проводились консультации с и. о. ректора УГИИ И.Р. Альмухаметовым, специалистами НЭБ, юристами в сфере СМИ. Одно из писем с просьбой о помощи в разрешении ситуации было направлено О.В. Кирилловой, президенту АНРИ — ее ответное письмо уже упоминалось ранее. Оно содержит вполне конкретную рекомендацию:

«На Ваш запрос (письмо исх. 747 от 30.06.2023 г.) отвечаю следующее. По всем российским и международным стандартам журнал с определенным названием должен быть один, и задача учредителей обоих журналов найти точки соприкосновения для принятия решения, какой журнал оставить, установив между собой взаимовыгодное сотрудничество, не усугубляя конфликтную ситуацию <…>

В связи с вышеизложенным логичным является сохранение статуса индексируемого журнала за журналом ПМН, издателем и учредителем которого является Российская академия музыки имени Гнесиных, и, следовательно, в качестве единственного журнала с таким названием следует рассматривать именно это издание. При этом Уфимский институт искусств может войти в число соучредителей журнала и участвовать в его издании».

В полном соответствии с этой рекомендацией, а также и по собственному побуждению Российская академия музыки имени Гнесиных повторяет в публичном пространстве это предложение, которое ранее озвучивалось в ходе обсуждений проблемы с и. о. ректора Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова И.Р. Альмухаметовым.

Итак, РАМ имени Гнесиных предлагает УГИИ создать объединенную редакцию на базе журнала «Проблемы музыкальной науки» (Problemy Muzykalnoi Nauki-Music Scholarship, ISSN / eISSN 2782-358X / 2782-3598, Publisher Gnesin Russian Acad Music, 30-36, Povarskaya Street, Moscow, Russia, 12106) и приглашает к началу работы в этом направлении тех уфимских коллег, кто, безусловно, исповедует ценности высоких профессиональных и этических отношений.

РАМ имени Гнесиных выражает надежду, что к деятельности объединенной редакции также присоединятся и другие вузы-учредители — в том числе те, кто стоял у истоков издания в 2007 году, немало способствуя развитию и укреплению его авторитета. Журнал «Проблемы музыкальной науки» создавался как научное академическое издание национального масштаба, и будет справедливо, если этот статус совместными усилиями музыковедческого сообщества мы ему возвратим.

По поручению ректората Российской академии музыки имени Гнесиных — Татьяна Ивановна Науменко, заместитель главного редактора журнала «Проблемы музыкальной науки» (Problemy Muzykalnoi Nauki-Music Scholarship), проректор по научной работе, доктор искусствоведения, профессор.

_________________________________

1 По искусствоведению в WoS CC входят еще 3 журнала: 1) Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение; 2) Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение; 3) Наука телевидения.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"