- Общество
- A
Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская
22 апреля исполняется 154 года со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Хотя вождь мирового пролетариата давно уже не живее всех живых, его образ продолжает сохраняться в памяти россиян благодаря обширному художественному наследию - статуям, памятникам и живописным полотнам. Увы! На многих из них на самом деле запечатлён не сам Ульянов В.И, а некто Славкин И.А.
«Не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д», - просила после смерти вождя Надежда Константиновна Крупская. Но к призывам вдовы, естественно, не прислушались. Создание Ленинианы было объявлено одним из главных направлений советской пропаганды. Но вот беда достоверного материала для реализации масштабных замыслов явно не хватало. Ленин, как известно, не любил фотографироваться и позировать художникам. Большинство его фотографий сделаны случайно и не отличаются хорошим качеством. Что касается прижизненных портретов, то тут возникла следующая коллизия: если до 1917-го года Ленин, как личность, не интересовал художников, то после 1917-го года уже художники не интересовали Ленина. Воспоминания Альтмана и Андреева полны жалоб и причитаний, что сеансы проходили урывками, зарисовки приходилось делать с дальнего расстояния, а позы, занятого работой Ильича, были крайне невыигрышными. Когда вождь умер, нескольких живописцев пригласили запечатлеть его в гробу. Кроме того, по существовавшему обычаю с Ленина была снята посмертная гипсовая маска. Но доступ к ней по решению комиссии об увековечении памяти сразу был жёстко ограничен, а тиражирование и распространение копий строго запрещено.
Стародубский мещанин Иосиф Ариевич Славкин (родился в 1885 году) от этих проблем поначалу был бесконечно далёк. В начале 20-х он в поисках лучшей доли перебрался в Москву, поселился с женой и маленькой дочкой на 1-ой Мещанской улице и устроился в адвокатскую контору Белоцерковского. На тот момент с Ильичом его роднил разве что невысокий рост, резкие манеры и рано появившаяся лысина. Славкин не был верным ленинцем, политикой никогда не интересовался - он просто приспособился к новым обстоятельствам, как, собственно, и большинство граждан страны.
Однако даже минимального набора общих черт оказалось достаточно, чтобы получить роль вождя мирового пролетариата в любительском спектакле - Лениниана уже шагала по стране. Постановка имела успех, а сходство Славкина с Ульяновым не осталось незамеченным. Художник Амшей Нюренберг пригласил Славкина позировать для задуманной им серии рисунков на тему «Ленин в эмиграции». В принципе, ничего предосудительного в этом не было - использование натурщика для художника обычное дело, а если натурщик ещё и похож на оригинал - удача вдвойне. Обращение к периоду эмиграции скорее всего было продиктовано возрастом Славкина, который на 15 лет младше Ленина. А также отсутствием художественных портретов Ильича тех лет.
Интерес, проявленный Нюренбергом, и конечно же личные амбиции заставили Славкина более тщательно отнестись к созданию образа вождя мирового пролетариата. Он изучал кадры кинохроники, повторял перед зеркалом позы Ленина, тренировал его знаменитый прищур и даже старательно грассировал. Ему пришлось отрастить бородку, а также покрасить ее в рыжий цвет. И обновить гардероб: нем появились «ленинская» тройка, пальто и кепка. Туфли Славкин взял на два размера больше, чтобы носки «по-ленински» загибались вверх.
Но самое удивительное, что сходство было не только внешним. Славкин, как и Ленин, родился в провинции и имел еврейские корни. (Напомним, что евреем был дед Ильича по матери). Оба они получили юридическое образование и оба стали адвокатами. Жена Славкина - Ванда Казимировна как и Надежда Константиновна - была польского происхождения. (Со временем, кстати, Славкин настолько вошёл в образ, что время от времени звал Ванду «Наденькой», а вредного соседа по коммуналке «Иудушкой» или «проституткой Троцким»)
Поскольку партия и советский народ требовали от художников и скульпторов все новых произведений, увековечивающих образ вождя, востребованность Иосифа Славкина у творцов Ленинианы росла. Когда любимый художник Сталина Александр Герасимов представил общественности своё знаменитое полотно "В.И. Ленин на трибуне" они не скупились на похвалы, воздавая должное творческому методу мастера. Герасимов, писали критики, видел В.И. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица с должной ясностью. «Конечно, для углубленного постижения характеристики лица Ленина ему пришлось изучить многие материалы (...) Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства". На самом деле Герасимову не за чем было пользоваться фотографиями. Ведь у него был Славкин. Но об этом звезда соцреализма, как, собственно, и другие художники, работавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться. Со Славкина были написаны такие картины, как «Вожди Октября» Бориса Иогансона , «Приезд Сталина к В.И. Ленину» Дмитрия Налбандяна, «У больного Ленина» Петра Котова, серия «Портреты Ленина» Петра Васильева и многие другие.
Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новым для себя ракурсам и позам, а потом напрямую спросила художника , не пользовался ли тот услугами натурщика. Врать старой женщине (а Крупская в тот же год умерла) Васильев и честно рассказал про Славкина и его бизнес (ибо позировал «двойник», естественно, не бесплатно, а с учётом своей востребованности зарабатывал неплохие деньги). Крупская была очень расстроена. Она взяла с Васильева обещание отказаться от этой порочной практики, использовать в работе только подлинные подсобные материалы и для верности пожаловалась в ЦК.
Практически одновременно жалобу на художников, «извращающих образ Ленина», написал директор Центрального музея им Ленина Беляков. «Большинство художников, к сожалению, очень слабо используют имеющуюся иконографию В.И. Ленина (фото, портреты, рисунки и скульптуры с натуры), не изучают произведений В.И. Ленина, не знакомятся с биографической литературой о В.И. Ленине», - сетовал он. «Тип Славкина», по словам Белякова, пользуется успехом среди скульпторов и живописцев. А сам Славкин не только «носит одежду, похожую на ленинскую», но и занимается «восполнением недостающих документально ленинских поз». Директор также указал, что Славкин оставил работу в адвокатской конторе. И помимо позирования зарабатывает продажей своих фотографий в образе вождя. Кто мог покупать такие фотографии? Да кто угодно - от провинциальных художников, которым надо было продвигать Лениниану в массы, до домов культуры и обычных граждан, желающих повестить на стену «ленинский прищур».
Жданов, который в 1940-м году был секретарем ЦК ВКП (б), пришёл в ужас. В адрес Маленкова полетела депеша: «Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина», «Установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо коммунистов и государственных учреждений такие дела обычно не обходятся», и, наконец, «Обеспечить контроль государства (Главлит) над фотопродукцией, имеющей общественно-политический характер». Однако выполнить, похоже, удалось только последний пункт. Хотя картины, написанные со Славкина, действительно, начали снимать с выставок (жертвой пал даже портрет кисти самого Герасимова ), полностью остановить тиражирование его образа не удалось. Да и как, особенно в провинции разберёшь - Ленин это или все-таки Славкин? (Впоследствии оказалось, что картины и скульптуры делались не только по фотографиям «двойника», но и по снятой с него гипсовой маски. Ведь к подлинной посмертной маске Ильича простые смертные доступа не имели)
«Установить, кто это разрешил» - по всей видимости, тоже не получилось. По крайней мере, никаких сведений на этот счёт не имеется. Со всеми художниками, естественно, провели разъяснительную работу, застращали, как могли (а они могли!) и указали во всем слушаться Комитет по делам искусств и Оргкомитет союза советских художников, ответственных за Лениниану в изобразительном искусстве. Что касается товарища Славкина, то он по тем временам отделался очень лёгким испугом. Под страхом уголовной ответственности ему запретили подчёркивать сходство с вождем мирового пролетариата, позировать художникам и скульпторам в образе Ленина, а также распространять под видом «ленинских» свои фотокарточки.
Столь «травоядное» решение скорее всего объяснялось не только тем, что партийные бонзы сами прошляпили эту историю. На многих картинах Ленин-Славкин был изображён не абы с кем, а вместе со Сталиным. И некоторые из этих картин отцу народов очень нравились. Ну и что прикажете делать? Идти и рассказывать, что великого руководителя обнимает за плечо и учит уму разуму какой-то непонятный человек из Стародуба? Неудивительно, что вопрос постарались замять по-быстрому и тихо.
Самому Славкину дважды повторять, естественно, не пришлось: вернувшись с допроса ни жив, ни мертв, он сразу же сбрил бороду, выбросил всю одежду «вождя», перестал картавить, вновь стал звать жену Вандой, а главное устроился на работу по специальности - в юротдел «Мясосбыта». Больше о «ленинском» прошлом Иосифа Ариевича никто особо не вспоминал вплоть до 1974 года, когда в возрасте 89 лет он отошёл в мир иной и был похоронен на Донском кладбище. Вот тогда-то, видимо, по желанию дочери (а возможно такова была воля усопшего) на могильной плите появилась одна из тех фотографий, глядя на которую с ходу и не скажешь - Славкин это или всё-таки Ленин?
Написать комментарий