- Общество
- A
Три жизни Героя России Дауди: «После тяжелого ранения прошел череду госпиталей»
Герой России и ветеран Афганской войны Ильяс Дауди прожил несколько жизней, одну из них – на войне, которая так его и не отпустила. Он много лет был успешным бизнесменом, потом стал военным писателем, новеллистом, публицистом. На его счету – ряд произведений об Афганской войне и истории Афганистана. А недавно он снял игровой короткометражный фильм о ветеране войны, которая собрала целый букет призов на престижных международных кинофестивалях.
За речкой
В Афганистан, где с 1979 года шла война, Ильяс попал по своей воле.
Студент первого курса Московского института нефти и газа письменно обратился к районному военкому с просьбой направить в Афганистан. Желание выполнили.
«За речкой» участвовал в войсковых, разведывательно-поисковых операциях, засадах. Стал старшим сержантом, заместителем командира взвода. 26 августа 1986 года в ходе операции на афгано-иранской границы в Герате в бою был тяжело ранен.
После лечения в госпиталях в Шинданде, Кабуле и Ташкенте восстановился в институте. Окончил его отличием. А спустя двадцать с лишним лет – в декабре 2009 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Республике Афганистан был удостоен звания Героя Российской Федерации.
В 2012 году Ильяс окончил факультет Национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и гражданской службы. Тоже с красным дипломом. Тема дипломной работы - «Национальные интересы Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе и Афганистане...»
В 2020 году написал военно-исторический роман-трилогию «В круге Кундузском». Это история о судьбах шести наших солдат-разведчиков, воевавших в Афгане. Главы романа публиковались в российских и зарубежных литературных журналах.
В 2022 году еще один зигзаг судьбы — поступил во ВГИК, на курс режиссуры и продюсерства кино и телевидения. Учится в мастерской Ф.Попова и С.Титинкова. Дебютировал с короткометражными художественными фильмами «Автопортрет» (2022 год) и «Слепой» (2023). Фильмы получили признание на международных кинофестивалях в Европе и Азии.
– Ильяс, как ветеран Афганистана пришел в литературу и кинематограф?
– Судьба поистине изменчива. На войне я использовал любую возможность пообщаться с «автохтонцами» - местным населением. Кто-то из них сочувствовал официальной кабульской власти, кто-то отвергал ее, кто-то был открытым неприятелем.
Предметом обсуждения было разное: древняя и новейшая история страны, отдельно взятого региона, народы и ветви ислама в Афганистане, социальное устройство афганского общества, единение, рознь и вражда местных кланов за лидерство, личности главных духовных деятелей, полевых командиров вооружённой оппозиции.
Говорили о претензиях простого народа к кабульской власти. Активно изучал местные языки и наречия. По возвращении из Афганистана долго носил в себе много интересного и занимательного, чему был свидетелем.
А после тяжёлого ранения, пройдя череду госпиталей и вернувшись на студенческую стезю, я понял, что Афганистан застрял в моем сознании безвылазно. Я продолжал интересоваться последними событиями в этой стране, жадно слушал репортажи по радио и телевидению (интернета тогда ещё не было), прочёл массу исторической литературы об этой стране.
Но я понимал, что этот кладезь моих знаний и фактических наблюдений может когда-то уйти в мир иной со мной. И множество заинтересованных и интересующихся темой людей никогда не узнают того, что знал я. Эта мысль заставила взять в руки перо и положить всё пережитое и задуманное на бумагу.
«Сермяжная правда»
- Думаю, в моем творчестве воплотилось лично прожитое, - рассказывает Ильяс. - Подлинность, как говорится, «сермяжная правда», позволяет быть уверенным в своём нарративе, органично внести в повествование главные элементы художественного произведения. Это же известный факт: личное участие автора в событиях, глубокое знание исторических процессов и событий, на которые положена художественная история, вызывают доверие читателя и зрителя. Это, на мой взгляд, наиважнейшее в творчестве автора.
– А как пришла идея говорить «языком кино»?
– И опять всё решил случай. Пришла ко мне как-то группа известных кинодеятелей: продюсер, инвестор, автор сценария, режиссёр-постановщик. Они предложили мне стать автором идеи и снять фильм по моей биографии. Я, в свою очередь, предложил этой творческой группе альтернативную версию экранизации. Героями картины должны были стать шестеро советских солдат-разведчиков афганской войны — с их историями судеб в самом Афганистане и после службы, вплоть до нашего времени.
Я изложил своё видение истории. Но у меня было одно условие: я утверждаю сценарий будущей картины лично. Синопсис (краткое изложение сюжета), представленный коллегами, убедил меня в необходимости создания конкретного литературного произведения для будущей экранизации. И любое отклонение от самого мотива произведения было бы невозможным. Меня не прельщала перспектива увидеть на экране незнакомую историю, и с собственным именем в титрах (улыбается).
Поэтому я принял непростое решение самому взяться за роман. Изучил законы литературного творчества создания крупных форм, выстроил структуру, выбрал стиль повествования. На всё это ушло масса труда, времени и усилий. Ценой вопроса стал мой довольно успешный бизнес и время, украденное у семьи… Шел ли за окном дождь или снег, будни это были или выходные, праздники или годичный отпуск — я был одержим одной идеей: писать, писать, писать. Как говорится, Стяжать Духа Святого! (улыбается).
И, слава создателю, трудами праведными военно-исторический роман «В круге Кундузском» был завершён. Он, кстати, получил высокую оценку у специалистов, был опубликован отдельными повестями и главами в российских и зарубежных литературных журналах.
Затем наступил этап написания сценария «по мотивам» и показ продюсерскому дивизиону для экранизации.
Духовность и вечные ценности
– Как отнеслась семья к резкому повороту в судьбе?
– Домашние были поставлены перед фактом (улыбается). Друзья и сослуживцы горячо поддержали. Они были уверены, что у меня все получится. Но главное, что я сам для себя решил написать книгу, и сделал это так, как хотел. В оценках своего труда я сам себе – самый строгий судья.
– Что сподвигло к поступлению во ВГИК, написанию сценария к фильму «Слепой» и его съёмкам?
— На определённом этапе работы над романом я понял, что реализовать проект «В Круге Кундузском» лучше всего в профессиональной среде. И я поступил во ВГИК на высший курс режиссуры и продюсерства мастерской Ф.М.Попова и С.А.Титинкова. Я испытывал тогда огромное волнение. ВГИК ведь – священный храм отечественного киноискусства. Причём, что характерно, я поступил туда в зрелом возрасте, в 55 лет, и к тому же в Год педагога и наставника. Считал это Божьим провидением – возможностью обратить взор зрителя на прославленный вуз, показав мужество и героизм, проявленные студентами, мастерами, учеными, педагогами всех поколений при защите своего Отечества.
Так, в рамках учебной программы начал снимать кино: появились короткометражные игровые фильмы «Автопортрет» (2022) и «Слепой» (2023).
– О чем они?
– «Автопортрет» – это короткометражка без слов – о моей войне, моей жизни, … моей памяти. Фильм «Слепой» — это история о студенте ВГИК, коллективом-студентов ВГИК, по большей части в стенах вуза. Главный герой картины «Слепой» — студент режиссёрского факультета ВГИК Георгий Абаев. Парень с детства мечтает стать известным кинодеятелем. Но волею обстоятельств с первого курса ВГИКа призывается в армию. Георгия направляют в Сирию – на борьбу с местными террористами. В одном из боёв Георгий получает тяжёлое ранение и полностью лишается зрения.
Возвращение в мирную жизнь становится для него тяжелым, депрессивным. Его коллеги и учителя помогают ему интегрироваться в мирную жизнь, переводят с режиссёрского факультета на сценарный. Кроме того, огромная сила воли и твёрдость характера главного героя благоволят исполнению его заветной мечты: Георгий побеждает на Венецианском международном кинофестивале в номинации «Лучший сценарист». Сам сценарий был посвящен спасению российскими воинами деревни племени Шейх Иса в Сирии от террористов.
– Как подбирали актеров? Как вообще проходил съемочный процесс?
– Я умышленно снял в картине актёров-первокурсников, все они с одного курса, одной мастерской. Полгода, в будни и выходные, я ходил на их занятия по актёрскому мастерству. Следил за игрой каждого, выбирал типажи. Смотрел, соответствуют ли герои друг другу по сюжету. У ребят-актёров была сильная загрузка по учебе. Да и педагоги не приветствовали пропуск ими занятий. Сниматься приходилось внеурочно — ночью, в выходные, в праздничные дни. Операторы-постановщики тоже были студентами-первокурсниками.
Но все трудились с энтузиазмом, с полной самоотдачей, и безвозмездно.
Итогами я остался очень доволен.
Справка «МК». Фильм «Слепой» был отмечен высшими призами и наградами нескольких Международных кинофестивалей. В начале сентября он победил в номинации «Лучший короткометражный фильм» в международном кинофестивале «AFA-2023» в Анатолии, в Турции. Чуть позже взял «Специальный приз Жюри» — на международном кинофестивале «NITIIN» в Куала-Лумпур (Малайзия». А еще чрез пару дней взял приз «Лучший режиссёр-постановщик (студент)» на 11-м Международном кинофестивале «ICFF» 2023 в Мумбаи (Индия»).
В октябре был признан «Лучшим сценарием» на кинофестивале короткометражных фильмов «Korea ISFF» 2023 в Сеуле (Южная Корея). Также взял номинации «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший режиссёр короткометражного фильма» — на кинофестиваль «SFA» 2023 в Стокгольме (Швеция). Отмечен номинацией «Почётное упоминание» на Восточно-Европейском международном кинофестивале «EEFF» 2023 в Бухаресте (Румыния).
– Каким, на ваш взгляд, должно быть целеполагание отечественного патриотического кино?
– Необходимость производства нового патриотического кино доказали последние события наших дней.
– Но сейчас нашим патриотическим фильмов в странах Запада ставятся всевозможные препоны…
– Тем не менее, искусство всё же вскрывает двери международных кинофестивалей и кинотеатров за рубежом: катарсис и эмпатию отменить невозможно!
Наша картина «Слепой» получила признания на международных кинофестивалях – в странах Евросоюза и НАТО, например, в Румынии, а еще – в Швеции, Индии, Малайзии, Южной Корее. Практика показывает, что нам необходимо продолжать снимать картины в лучших традициях нашего кинематографа — с героическими примерами подвигов защитников Отечества, храбростью и самопожертвованием простых людей, живущих среди нас и в мирной жизни. Убеждён, в Европе, и Азии огромное количество людей, ценящих духовность и вечные ценности, кто бы не старался отменить общие всем священные скрепы и настроить против России народы.
Написать комментарий