- Наука
- A
Исследование обнаружило: герои «Игры Престолов» могут стать реальными друзьями одинокому человеку
Недавнее исследование пролило свет на то, как одиночество может повлиять на то, как наш мозг «обрабатывает» реальных друзей и вымышленных персонажей из телевизионных шоу. Учёные узнали, что одинокие люди могут стирать границу между живым и виртуальным мирами, выдавая более схожую нейронную реакцию. Респонденты выбирали между героями «Игры престолов» и своими друзьями.
Исследования, опубликованные в научном журнале Cerebral Cortex, показывают, что, подобно друзьям из реальной жизни, вымышленные персонажи иногда могут влиять на отношение людей, их поведение и веру в себя. Более того, для некоторых людей вымышленные персонажи могут заменить реальных друзей, обеспечивая ощущение принадлежности поддерживающего плеча рядом.
В исследовании приняли участие поклонники сериала HBO «Игра престолов», им было предложено выполнить задание, выбирая 9 реальных друзей / знакомых и 9 вымышленных персонажей сериала. Во время прохождения теста всё фиксировалось на функциональной магнитно-резонансной томографии. Каждое имя сопровождалось описанием черты характера, такой как грустный, заслуживающий доверия или умный. Участники просто должны были ответить «да» или «нет» на вопрос, точно ли эта черта описывает человека, в то время как исследователи отслеживали активность их мозга.
Результаты предполагают, что более одинокие люди могут обращаться к вымышленным персонажам, а это, в свою очередь, изменяет способ, которым эти категории кодируются в социальном мозге.
Предпосылкой для этого исследования послужил сложный период пандемии COVID-19, который ограничил возможности общения с друзьями и знакомыми. Люди по всему миру обратились к телесериалам, книгам и другим видам художественной литературы, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся в результате физической изоляции. Только в США люди сообщили, что во время пандемии тратили дополнительные 30 минут в день на занятия по личным интересам, такие как просмотр телевизора или чтение.
Аналогичная тенденция наблюдалась в Великобритании, где взрослые увеличили ежедневное использование стриминговых сервисов на целых 71 процент. Поскольку количество подписок на потоковые сервисы превысило 1 миллиард во время пандемии, очевидно, что взаимодействие с вымышленными повествованиями достигло новых высот.
Предыдущие исследования показали, что люди склонны искать чувство социальной связи в опосредованном опыте, таком как общение с вымышленными персонажами, когда они чувствуют себя социально отвергнутыми или одинокими.
«Мои студенты и я давно интересуемся тем, как мозг воспринимает других людей», — рассказывает автор исследования Дилан Д. Вагнер. Он добавил, что «попутно нам стало интересно, как люди чувствуют и думают о вымышленных персонажах и формируют с ними так называемые парасоциальные отношения. В этом исследовании мы искали суперфанов «Игры престолов», которые были глубоко преданы сериалу и чувствовали близость со многими главными героями».
В исследовании было обнаружено, что реальные друзья демонстрировали более высокое нейронное сходство «я-другой», чем вымышленные персонажи. Это говорит о том, что нейронные представления индивидов о людях, с которыми у них есть реальные отношения, больше похожи на их самопрезентацию по сравнению с вымышленными персонажами.
«Я лично был поражен тем, насколько резкой была граница между реальными и близкими вымышленными людьми. На протяжении десятилетий психологические исследования использовали краткие описания якобы вымышленных других людей в качестве замены реальных людей, но наше исследование предполагает, что есть что-то очень уникальное в том, как мозг представляет реальных людей, что должно вызывать паузу при обобщении описаний того, что в основном является вымышленными личностями», — поделился результатом Вагнер в беседе с изданием PsyPost.
Однако исследование выявило значительную разницу в мозговой активности между участниками, набравшими самые высокие баллы по одиночеству, и теми, кто набрал самые низкие. У людей, испытывающих более высокий уровень одиночества, границы между реальными и вымышленными персонажами становились все более размытыми. Люди, независимо от уровня их одиночества, склонны формировать глубокую эмоциональную привязанность к своим любимым вымышленным персонажам. Эти герои, которые находят отклик у зрителей на личном уровне, вызывают импульсы в мозге, которые заставляют их чувствовать себя более «реальными» в сознании зрителей.
Важно отметить, что стирание границ между реальными и вымышленными другими людьми в мозге доказывает то, что полученные результаты в первую очередь связаны с влиянием одиночества на нейронные репрезентации, а не обусловлены исключительно различиями в том, как участники воспринимали черты реальных друзей и вымышленных персонажей.
«Главный вывод заключается в том, что, несмотря на то, что мы можем чувствовать себя глубоко вовлеченными в мир и персонажей любимых нами шоу и историй, мозг, тем не менее, классифицирует реальных и близких вымышленных людей совершенно по-разному», — объяснил Дилан Д. Вагнер. Профессор считает, что «это исследование предлагает интригующее понимание того, как одиночество может повлиять на восприятие мозгом вымышленных персонажей».
Однако это исследование не может распространяться на всех персонажей и на их представление у одиноких людей. Изученные вымышленные герои были из фэнтезийного сериала, что потенциально повлияло на результаты из-за экстремальных черт характера и обстановки. Кроме того, процесс отбора реальных друзей и вымышленных персонажей отличался, поскольку реальные друзья указывались участниками, в то время как вымышленные персонажи выбирались исследователями.
«Мы в первую очередь фокусируемся на идее о том, что среди одиноких людей вымышленные персонажи больше похожи на друзей», — добавил Дилан Д. Вагнер, — «в данных есть некоторый намек на то, что все может быть и наоборот. Дело в том, что у одиноких людей реальные окружающие начинают больше походить на вымышленных персонажей, возможно, из-за отсутствия взаимодействия с близкими друзьями и знакомыми».
Написать комментарий