- Культура
- A
Открылась выставка о любви и творчестве авангардистов Матюшина и Гуро
В преддверии самого романтичного времени года в центре «Зотов» рассказали красивую и трагичную историю любви и сотворчества Михаила Матюшина и Елены Гуро. Никогда прежде не было такой масштабной выставки, посвященной им, да и для многих плодов их творчества это премьерный выход в свет. А особенный эксклюзив — музыка Михаила Матюшина, которая не исполнялась с тех пор, как его не стало. Проникся их чувствами и творчеством корреспондент.
Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений, совместного художественного творчества и других направлений их деятельности. А там есть на что взглянуть, чему удивиться и чем восхититься. Он — художник и музыкант, она — художница и литератор. Причем оба были профессионалами и достигли определенных успехов во всех видах творчества, которыми занимались. Обо всем этом — выставка «Любовь в авангарде».
Михаил Матюшин в свое время был знаменит как скрипач и позднее как композитор. Учился в Московской консерватории, где среди его преподавателей был знаменитый классик Сергей Танеев, делал карьеру как музыкант, а после сорока начал писать музыку. Елена Гуро, в свою очередь, не была лишена литературного таланта, ее очень ценили коллеги по перу — Велимир Хлебников, Алексей Крученых и другие футуристы. Вместе они встретились на обучении у живописца Яна Ционглинского, там и начался роман, продлившийся до последнего дня жизни Елены, которая ушла в 36 лет от лейкемии.

Взаимным обожанием и трогательной любовью друг к другу пронизана вся экспозиция. Первый раздел «Он и Она» показывает, как они изображали друг друга в живописном творчестве. Но один из самых интересных элементов здесь — это музыкальная комната. Дело в том, что Гуро была еще и драматургом. В ее книге «Шарманка» была пьеса «Нищий Арлекин», к которой Матюшин написал музыку (его композиторский дебют). Это произведение, как и другая его музыка, после смерти композитора не исполнялась, но специально для выставки многие из его сочинений реконструированы по рукописям и имеющимся записям и исполнены — их можно послушать в музыкальных комнатах. Рядом представлен малоизвестный портрет «Арлекин» Елены Гуро — лица на нем нет. Кто имелся в виду под образом Арлекина — загадка. Но внимательному гостю выставки дают подсказку: на стенде рядом представлены наброски, где тоже изображен Арлекин, но там уже прорисованы черты лица, в которых мы легко угадываем возлюбленного художницы, Михаила Матюшина, — тайна Арлекина разгадана!
Раздел, без которого нельзя обойтись в разговоре об этой паре, — «Органика», ведь Матюшин и Гуро считаются одними из родоначальников органического движения русского авангарда. В природе супруги видели особую метафизическую силу. Матюшин утверждал, что, изображая дерево, нельзя показывать лишь внешнюю его оболочку, а надобно отражать и внутреннюю жизнь — как текут его соки, как разрастаются корни под землей… И в этом разделе не обошлось без премьер, находится она среди корневых скульптур Михаила Матюшина. Идея художника была следующая: он вытаскивал из земли корни, обрезал, полировал (обработка была минимальная!) и затем выставлял как арт-объекты. Поначалу он искал в них антропоморфность, анималистичность, но постепенно отошел от образности и просто показывал удивительную динамику корней и ветвей. Впервые здесь показана крошка-змейка («Фигура животного») — небольшая, но забавная фигурка, которая довольно ярко выражает идею Матюшина: ничего не выпиливать и не вырезать, а лишь найти природную сущность, в которой уже заключено искусство.

В разделе «Будетляне» снова следует обратить внимание на музыкальную комнату, где заключено еще одно удивительное открытие: обнаружены рукописи Матюшина к популярной футуристической опере «Победа над солнцем», в создании которой участвовали также Алексей Крученых и Казимир Малевич. Кстати, именно в этой опере впервые появился «Черный квадрат», правда, как элемент декорации. Считалось, что рукописи не сохранились, и потому те постановки, что ныне существуют, сделаны по фрагментам нот из либретто и по фрагментарным копиям нот. Безусловно, это не весь нотный текст, но все же перед нами рукопись Матюшина…
Михаил умер спустя 21 год после возлюбленной, и все эти годы он прожил в диалоге с ней: продолжал вдохновляться ею, развивал их идеи, занимался наследием супруги. Многое из того, что он делал в этот период, представлено в разделе «После смерти». И снова здесь удивительные музыкальные открытия и достижения. Например, скрипка экспериментальной конструкции, которую изготовил сам Матюшин по собственным эскизам. В 1917 году он преподавал музыку в народной консерватории детям из бедных семей, у которых не было возможности приобрести инструмент. Тогда музыкант придумал скрипку новой формы, которую можно пустить в массовое и недорогое производство, лишив ее сложных для производства изящных элементов, отдав предпочтение максимальной функциональности. В звучании инструмент мало что терял, но до этого года утвердиться в этой мысли было невозможно: сохранилась скрипка, изготовленная Матюшиным, но она хранилась в музее и воспринималась исключительно как арт-объект. Специально для выставки «Любовь в авангарде» инструмент отреставрировали — и он вновь зазвучал.
«Звук у скрипки красивый, а сама скрипка — нет!» — комментирует одна из первых посетительниц выставки эксклюзивное видео, где можно услышать игру профессионального музыканта на странной скрипке.
Написать комментарий