- Культура
- A
Музыкальный НЛО на коленях
В Москве состоялся вечер, где звучала музыка, мало знакомая широкому кругу людей. Создалось впечатление, что она прилетела к нами из космоса, а в центре сцены на коленях у музыканта прямо перед нами приземлился НЛО. Вопросов было много, но ясно одно: Ильдар Шаймярдянов и ансамбль Суффикс удивили всех.
«Москва! Здесь всегда найдется несколько сотен фанатов чего угодно» — писал Евгений Гришковец в своем романе «Рубашка». И с ним сложно не согласиться. В столице легко найти место, где можно послушать какую угодно музыку — классику, джаз, рок, но инструмент-«инопланетянин» под названием ханг услышать даже в таком мегаполисе как Москва можно не каждый день и даже не каждую неделю. А в сочетании с дудуком и арабским удом — тем более. Но и на столь неординарный состав инструментов в ансамбле набрался полный зал. Вряд ли хоть один из гостей пожалел!
Ханг или иначе хандпан считается самым молодым инструментом в мире — он появился на свет в 2000-м году. Название связано со словом «рука» в переводе с одного из диалектов немецкого языка, исполнители на ханге играют на нем руками, пальцами либо специальными палочками. В России ханг прижился не сразу, и по сей день музыкантов, которые профессионально владеют им и регулярно выступают с концертами, не так много. Внешне ханг напоминает НЛО — две соединенных между собой полусферических металлических пластины с небольшими впадинами. Инструмент музыканты располагают на коленях. Со стороны кажется, что на руках у исполнителя маленький домик, где живут инопланетяне. Впечатление усугубляется, едва ханг начинает звучать: тягучий, бархатный, приглушенный звук, растворяющийся в воздухе. Под этот инструмент хочется медитировать или рассматривать звезды, познавая тайны космоса.

На «музыкальном НЛО» в России профессионально играют не так много музыкантов. Среди них один их самых востребованных Ильдар Шаймярдянов — один из самых необычных мультиинструменталистов. В его музыкальном арсенале помимо ханга дудук, хрустальная арфа, саз и другие этнические инструменты. В общем, человек-оркестр, но с неожиданным инструментальным набором и на сцене он менял инструменты как перчатки (в хорошем смысле, разумеется).
Несмотря на то, что ханг не является народным инструментом, в отличие от, например, дудука, уда, саза, он прекрасно вписывается в этнические ансамбли и добавляет в звучание «космос». Так, в тот вечер в Kozlov club каждый слушатель совершил огромное путешествие по миру. Начали мы с заснеженной Москвы. Снегопад, последовавший после концерта, вполне можно связать с этой музыкой — создалось впечатление, что музыкант «нашаманил» зиму с помощью ханга. Закрыв глаза, легко можно было увидеть прямо перед собой блестящие серебристые снежинки, медленно покрывающие московские улицы. Невероятный покой и умиротворение прямо посреди шумного города. А затем в зале резко стало жарко, потому что вместе с инструменталистами ансамбля Suffiks мы перемещались то в Турцию, то в Армению, Египет, Израиль, в Индию с ее волшебными мантрами, и, разумеется, в Татарстан — сам Ильдар родом оттуда. Помимо ханга и дудука в составе ансамбля были кларнет, бас-гитара, перкуссия и даже разновидность кларнета — бассетхорн. Сочетание не самое классическое. Многие в зале слышали необычную музыку и такой набор инструментов впервые.
Стоит сказать несколько слов о самом фронтемене коллектива Ильдаре Шаймярдянове, который в перерыве между песнями активно общался с залом, рассказывал о своей музыке, о музыкантах в составе ансамбля (что правильно, ведь далеко не всем в зале было понятно происходящее на сцене). Произвел впечатление добряка с отличным чувством юмора. Но совсем другим он становится, едва его руки касаются ханга. Ощущение, что музыкант светился и контактировал с космосом. Иначе объяснить то магическое чувство, которая вызвала музыка у каждого, кто находился в этот вечер в зале, невозможно. Может, он и сам немного инопланетянин…
Написать комментарий