• Новости
  • Культура
  • 2025
  • 02
  • 25
  • «Чапаеву» - большой, «Трем поросятам» - малый: 90 лет назад в Москве прошел первый международный кинофестиваль

«Чапаеву» - большой, «Трем поросятам» - малый: 90 лет назад в Москве прошел первый международный кинофестиваль

«А также в области киношной мы впереди планеты всей!» Слегка измененная фраза из песни Высоцкого вполне сгодилась бы для граждан СССР в качестве бодрого лозунга 90 лет назад, когда в Москве состоялся первый международный фестиваль кино. Итоги его показались столь впечатляющими, что вполне можно было говорить о превосходстве советского кинематографа над киноиндустрией очень многих зарубежных стран.

Смотр-конкурс, в котором были представлены фильмы из нескольких стран, проходил в столице Советского Союза с 21 февраля по 1 марта 1935 года. Он стал в истории мирового кино вторым по старшинству подобным мероприятием. Раньше Московского – только Венецианский кинофестиваль, дебютировавший в 1932-м.

Собственно говоря, именно события в Венеции и спровоцировали появление нынешнего юбиляра. В 1934 году советская делегация привезла на эту «выставку достижений кино» 11 советских художественных и документальных фильмов. Сейчас большинству наших сограждан знаком лишь один из них – комедия «Веселые ребята» режиссера Григория Александрова. А даже названия практически всех других картин - «Иван», «Окраина», «Новый Гулливер», «Челюскин»… - вряд ли кто-нибудь слышал за исключением профессионалов-киноведов и ценителей произведений начала звуковой эры кино.

Работы отечественных мастеров экрана отметили в Венеции поощрительными наградами, но победить на конкурсе ни одна из них не смогла. И это оказалось даже хорошо. Ведь главным призом Венецианского кинофестиваля тогда являлся Кубок Муссолини. Каково было бы радоваться тому, что нами получена награда, носящая имя главного итальянского фашиста!

Между тем некоторые западные кинематографисты – участники венецианского форума, подкинули представителям советской делегации мысль о проведении подобного же мероприятия в Москве. Подобная идея получила в итоге развитие.

Чтобы утереть нос идеологическим противниками с Апеннинского полуострова, кремлевскими товарищами решено было провести наш, советский кинофестиваль. А тут и подходящий повод нашелся: зимой 1935-го страна отмечала 15-летие кинематографии Страны Советов. Конечно же без «отмашки» товарища Сталина не обошлось, именно Иосиф Виссарионович дал распоряжение организовать «ответ Венеции».

В конце января 1935 года была создана отборочная комиссия. Ее члены просмотрели несколько десятков отечественных и зарубежных картин, выбрав из них для конкурсной программы 26. Итоговый расклад по странам-представительницам получился такой: СССР – 9 фильмов, США – 7, Франция - 4, Англия - 2, Польша, Италия, Чехословакия и Китай – по одному (а всего свои работы прислали 19 стран).

Московский кинофестиваль 1935 года (другое название его – Советский кинофестиваль в Москве) стал для «страны рабочих и крестьян» грандиозным событием. Особенно впечатлило происходившее москвичей. Ведь тот февральский кинофорум ознаменовался едва ли не самым большим «залповым» наплывом иностранцев в столицу за все предшествовавшее время существования большевистской России. В Белокаменную приехали разом около ста зарубежных гостей – режиссеров, продюсеров, актеров, кинооператоров, специалистов по техническому оборудованию…

Сама программа фестиваля тоже вызвала ажиотаж. Конкурсные просмотры происходили в Доме кино на Васильевской улице, а одновременно с этим фестивальные фильмы демонстрировали публике в лучшем по тем временам кинотеатре «Ударник». Билеты на сеансы туда достать было огромной удачей, возле входа стояли в надежде разжиться заветным квиточком толпы желающих посмотреть новинки зарубежного кино.

Торжественное открытие кинофестиваля состоялось 21 февраля. От кремлевских «верхов» на нем присутствовал нарком иностранных дел Максим Литвинов. А со вступительной речью выступил начальник Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) Борис Шумяцкий. Организаторы приготовили зарубежным гостям сюрприз, желая поразить их оперативностью нашего кинематографа: на экране была показана документальная лента о прибытии накануне, 20 февраля иностранных делегаций на московские вокзалы. Эти кадры сняли операторы «Союзкинохроники».

Конкурсный показ открывался суперпопулярным в Союзе фильмом «Чапаев» братьев Васильевых. Как удалось выяснить корреспонденту, исполнитель главной роли Борис Бабочкин при этом в зале отсутствовал: внучка актера Ксения Валерьевна уточнила по семейным архивам, что экранный Чапаев в тот момент находился в доме отдыха. А вот наследники настоящего Василия Ивановича – старший сын и дочь легендарного комдива, были в числе почетных гостей. Об этом рассказал внук героя Гражданской – Аркадий Александрович Чапаев.

Просмотры картин – участниц основного конкурса, шли вплоть до 1 марта. В жюри фестиваля входили помимо его председателя, главы ГУКФ Бориса Шумяцкого наши знаменитые режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко. Среди зарубежных кинематографистов, приехавших в Москву, мастеров подобного «калибра» вообще не оказалось, так что «капиталистов» в жюри представлял промышленник от кино – француз Анри Дебри, один из руководителей известной фирмы по производству киноаппаратуры.

На следующий день состоялось торжественное заседание по случаю закрытия московского форума. Итоги его конкурса озвучил перед собравшимися Сергей Эйзенштейн.

Первую премию и Большой серебряный кубок получила киностудия «Ленфильм» за снятые на ней картины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне». Вторая премия и Малый серебряный кубок присуждена французской ленте «Последний миллиардер». А третьей премией и еще одним Малым серебряным кубком отметили компанию Уолта Диснея «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства» (в числе показанных тогда в Москве были и знаменитые «Три поросенка»).

3 марта главная советская газета «Правда» посвятила целую полосу кинофестивалю, снабдив ее «фанфарной» шапкой «В первые ряды мировой кинематографии». Впрочем абсолютно оптимистичным содержание этих публикаций назвать нельзя. Например президент Объединения операторов Франции Ришар добавил-таки «ложку дегтя»: «Успехи советского кино в области техники очевидны. Но свои картины вы делаете слишком долго. Производство каждого фильма отнимает год, а то и больше. За это время техника успевает шагнуть вперед. И получается, что советские фильмы, очень высокие по своему художественному качеству, отстают от последних кинотехнических достижений».

Несмотря на то, что советское руководство посчитало кинофестиваль, прошедший в Москве, успешным, его продолжения пришлось ждать почти четверть века: сперва мешали политические катаклизмы, разбушевавшиеся уже очень скоро в Европе, потом была Вторая мировая, после окончания которой пришлось бороться с послевоенной разрухой. Так что лишь в августе 1959-го, уже при Хрущеве в Москву вновь съехались многочисленные зарубежные кинематографисты со своими новыми работами.

Именно с того августовского смотра-конкурса и начался отсчет уже регулярных наших кинофорумов. Он стал везде упоминаться, как Первый Московский международный кинофестиваль. Что ж, тогда мероприятие, проведенное в феврале 1935-го логично называть нулевым Московским международным кинофестивалем.

В нынешнем феврале «нулевому» - уже 90 лет.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"