«Онегин» в Париже: в Оpera Garnier показали балет Джона Кранко

Чуть меньше месяца в афише парижской Оpera Garnier будет идти и уже идет балет «Онегин» на музыку Чайковского в аранжировке Курта Штольце и в редакции хореографа и режиссера Джона Кранко.

Появление «Онегина» в афише вызвало ажиотаж у публики. Театр заполнили стайки русских барышень. Они привлекают внимание элегантными вечерними туалетами и задают праздничный настрой. В роскошных интерьерах наши девушки устраивают фотосессии с бокалами шампанского, которые в буфете идут по цене бутылки. Соцсети наполняются девичьими хрониками турпохода в театр.

Публика со всего света, иногда раз в жизни посещающая мировую столицу, каждый вечер заполняет Гарнье ради классики и красоты исторических интерьеров. Такое ощущение, что великие театры все больше ориентируются именно на такого зрителя: лишь бы шел и пополнял кассу. А он в любом случае пойдет, чтобы насладиться великолепием архитектуры и увековечить свой турпоход в соцсетях.

Впервые балет «Онегин» был поставлен в 1965 году Джоном Кранко, который скоропостижно скончался в 1973 году. В Опере Гарнье «Онегин» был поставлен в 2009-м, но до сих пор у публики возникают вопросы: «Балет? Разве не опера?».

Музыка из оперы «Евгений Онегин» в балете не прозвучит. Курт Шольце использовал другие произведения Чайковского. Его цель, как сам он сформулировал, заключалась в том, чтобы облечь драматический замысел в масштабные музыкальные формы, работающие на развитие сюжета, а также включить небольшие музыкальные номера, пригодные для постановки танцев. Этой задаче лучше всего отвечали фортепианные произведения Чайковского, на долю которых приходится почти три четверти прозвучавшей музыки.

Среди них - цикл «Времена года», арии, хор и инструментальные номера из оперы «Черевички». В основу дуэта Онегина и Татьяны в первом акте положена тема увертюры «Ромео и Джульетта». В их дуэте третьего акта звучит вторая часть симфонической поэмы «Франческа да Римини».

На занавесе выписаны инициалы главного героя - Е.О. Декорации «Онегина» а они классические, по нынешним временам даже старомодные. Сценограф и дизайнер костюмов Юрген Розе работал с Джоном Кранко еще в Штутгарте, где когда-то впервые поставили «Онегина». Деревенская идиллия воссоздана лаконично. Костюмы радуют глаз, в них есть парижский шик, хотя и лишены оригинальности и на какую-то концептуальную идею не работают. «Онегин» Джона Кранко и прежде не был революционным, следовал классической традиции без современных выкрутасов.

В поле зрения Джона Кранко попали пять персонажей: Ольга, ее старшая сестра Татьяна, влюбленная в денди Онегина, поэт и жених милой Ольги Ленский и князь Гремин, которого величают принцем. Примерно так их характеризуют в театральных анонсах.

Первый акт длится 40 минут, еще два – по 30 минут. Двух 20-минутных антрактов публике вполне достаточно для развлечения и знакомства с театром. Сначала мы видим сад «мадам Лариной». Первый акт называется «С шампанским». Танцует сельская молодежь, колоритные крестьяне в клетчатые и полосатые рубахах. Они подпоясаны не чем-нибудь, а ремнями. Выглядит это забавно, как классическая «клюква», но международная публика на подобные нюансы не обращает никакого внимания.

«Онегин». Афиша. Фото: сайт театра

В поместье мадам Лариной отмечают именины Татьяны. Хозяйка дома танцует со стариками на ватных ногах. Пожилые кавалеры едва передвигаются, хватаясь за больные спины, доходя до кривляния, пародируя преклонный возраст. Выглядит это как в каком-нибудь самом скромном театрике.

Мать сестер Лариных тоже записана в старушки, но еще бодра и способна двигаться без старческих конвульсий. В ее доме все по-простому, сердечно и без изысков. Татьяна уединяется в спальне, лежит в постели и пишет письмо Онегину.

Второй акт безымянный, а действие происходит все в том же доме мадам Лариной, правда, не в саду, а потом и в Пустынном парке, если переводить буквально. Именно там состоится роковая дуэль Ленского и Онегина.

Третий акт - это уже Санкт-Петербург, аристократический бал у князя Гремина. В своем будуаре Татьяна прочитает письмо Онегина и состоится их разговор, как приговор несчастному Евгению. Онегин картинно упадет к ногам некогда отвергнутой им Татьяны.

Ее партию исполнила аргентинская балерина с русским именем Людмила Паглиеро, что сразу вызывает интерес у российской публики, гадающей по поводу ее происхождения. Однако она родилась, выросла, получила профессиональное балетное образование в Буэнос-Айресе, танцевала в балете Сантьяго, а в 2003 году была приглашена в труппу Парижской национальной оперы, став первой аргентинской балериной в его истории.

В 2012 году Людмила Паглиеро исполнила партию Гамзатти в «Баядерке» в постановке Рудольфа Нуреева и получила титул этуали. В ее репертуаре были балеты Чайковского «Лебединое озере», где она танцевала Одетту-Одиллию, «Щелкунчик» опять же в постановке Рудольфа Нуреева и и партия Клары. Когда-то Людмила приезжала с театром на гастроли в Россию, танцевала на сцене Большого в «Пахите» и в Мариинском – в «Сильфиде».

Ее Татьяна провинциальна и романтична, но выглядит отнюдь не юной барышней, поскольку Людмила Паглиеро – опытная балерина, достигшая пика карьеры. Татьяна лежит в кровати, мечтает об Онегине, а он к ней равнодушен, и понять его можно. Это потом разгорится пламя, когда Татьяна уже другому отдана - принцу Гремину с сединой на висках.

Но до этого погибнет на дуэли пылкий Ленский, на глазах у которого Онегин вызывающе флиртует с Ольгой. В Опере Гарнье это сделано излишне утрированно. История Пушкина кажется в заданном контексте незатейливой и сентиментально-простодушной. Никаких социальных или, упаси бог, экзистенциальных драм нет и в помине. Это всего лишь милая сельская идиллия, зачем-то отягощенная драматическими коллизиями. Именно за это еще советские музыковеды упрекали Кранко, когда более полувека назад его спектакли привозили в СССР. Для европейской и мировой публики никакого диссонанса в этом нет.

Партию Онегина исполнил 40-летний Матьё Ганьо, и это было лучшее в тот вечер. С 2001 года он состоит в труппе Оперы Гарнье, пройдя в юности ее школу балета. Он начинал в кордебалете, участвовал в «Лебедином озере» Рудольфа Нуриева.

Будучи 20-летним, Матьё Ганьо получил звание «этуаль» и танцевал принца Дезире в «Спящей красавице» Чайковского в постановке Нуреева. Его Онегин демонически красив, холоден и надменен. Ганьо обладает еще и большим драматическим талантом, хорошо чувствует природу своего героя, чего не скажешь про Ленского Марка Моро. Он безусловно красив, всегда в тени, всегда второй и с трудом удерживает равновесие после сложного прыжка.

Ольга - 34-летняя Леонор Болак, которую называют вечной девочкой. В труппе театра она с 2008 года. Этуалью стала в 2016-м после дебютного выступления в партии Одетты/Одиллии в «Лебедином озере» в редакции Рудольфа Нуреева. Ее Ольга вполне вписывается в сельскую идиллию. А потом она вместе с Татьяной будет оплакивать в траурных платках погибшего на дуэли Ленского.

Любопытно, что на проходящей в эти дни в Париже юбилейной выставке Дольче и Габбана дамы в трауре поджидают посетителей в самых неожиданных местах. Выглядит это эффектно, вызывая у зрителей легкий шок. Траур вполне отвечает нынешним минорным умонастроениям, и творцы это прекрасно улавливают.

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"