- Культура
- A
Выставка картин Федора Сушкова открылась в Москве
Один из ведущих скульпторов СССР Федор Сушков для многих был малоизвестен как художник, особенно в последние годы — его картины уехали в «эмиграцию» в Италию. Но не так давно творческое наследие Сушкова вернулось домой и знакомится с отечественным зрителем.
Любой, кто занимается искусством, знает, что прежде всего необходимо изучить биографию автора — она часто подсказывает «ключь» к его творчеству, и Сушков — не исключение. На его жизнь выпало немало трудностей: раскулачивание семьи, ссылка, а затем — война, куда он отправился добровольцем, ранение в юном возрасте, что он как в «комиксе» отразил на своих картинах. Но не спешите думать, что его произведения — всего лишь автобиорафические иллюстрации к непростой жизни. Не зря его называли «вторым Рерихом». Отчасти сюрреалистические полотна наделены глубокой религиозной философией.
Гости вернисажа в Российской Академии художников внимательно изучали картины, то и дело отмечая, что для них Сушков-художник — открытие. Ведь, прежде всего он знаком широкому зрителю как скульптор. Особенно его творчество любят и чтят в Воронеже, где гости города, да и местные (особенно на 9-е мая) обязательно делают памятное фото у стелы на площади Победы, на фоне памятника Победы (иначе его даже в советские-то годы в народе называли «Двенадцать апостолов Победы»). 12 фигур представляют солдат разных родов войск, но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кто на самом деле изображен: 12 апостолов, Богородица и младенец Иисус, завуалированные в образах солдат.
Федора Сушкова не стало в 2006-м, и свое живописное наследие он завещал внучке Анне Назаровой-Сушковой, которая тогда жила в Италии и забрала картины с собой. Надо отдать должное, что семья не спрятала произведения от публики: их тайны познавал европейский зритель на множественных выставках, и творчество Сушкова там оценили высоко. А в 2021-м году коллекция работ вернулась на родину.

Центр экспозиции — полотно «Свет истины», Иисус над ребенком. Однако ключ к этой картине мы обнаружим на полотнах «30-е годы» и «Штрафбат».
1930-е годы, раскулачивание, по снегу за руку с дедушкой малыш бежит, спасаясь. В руках у него икона Николая Угодника и шашка-бурда. Она упоминается в лермонтовском «Мцыри». Считается, что ею владел Николай Муравьев-Карский, знаменитый военный деятель XIX столетия. В семье Сушковых есть предание о том, что он был их родственником и что эта бурда им принадлежала. Но в момент раскулачивания шашку забрали. Дедушка поручил внучке ее найти…

Полотно «Штрафбат» рассказывает историю о том, как юный Федор получил свое ранение. Разговор с генерал-лейтенантом о тактике ведения боя и вдруг сильнейший удар по каске. Ощущение, что переломало шейные позвонки. Но вместе с ударом юнцу пришло озарение: он увидел будущее. Как будет идти бой, что нужно делать, но для этого необходимо было ослушаться генерала. Он собрал солдат и предупредил их обо всем. Затем — операция. Выживет или нет? Ранение серьезное… Медработникам, которые готовили его к операции, он в полубессознательном состоянии прошептал, чтоб они не боялись его оперировать: «Я выживу. Мне еще храм строить». Полотно-«комикс» иллюстрирует эту историю, но лишь отчасти — здесь двойное дно: план реалистичный — события земные, план сюрреалистичный — события небесные. За всем происходящим наблюдал Бог, который и направлял всех и оберегал. Череда событий 1930-х и 1940-х, следующих друг за другом, стали жизнеобразующими для Сушкова и определили весь его дальнейший путь. В центре картины сидит сам художник (полотно 2001-го года), уже в возрасте и с высоты времени наблюдает за происходящим в далеком 1942-м, когда один удар изменил его жизнь, принес ему озарение. А теперь, вернувшись к «Свету истины», несложно понять, что перед нами — светлейшее мгновение встречи человека с Богом.
Написать комментарий