- Культура
- A
Русскую балерину Карсавину назвали Дивой: ее сосед Элтон Джон
В дни Роттердамского кинофестиваля в Кунстхалле проходила выставка «Diva», начавшая свой путь по миру с лондонского Музея Виктории и Альберта. В фестивальный контекст она вписывалась идеально, но так и оставила открытым вопрос, что же это за понятие: «дива».
Дивами в оперном искусстве называли самых знаменитых певиц. Позднее этот термин расширил границы, и его стали применять к прославленным актрисам театра и кино, примадоннам сцены и экрана. Выставка и начинается с оперных див XIX столетия – таких, как шведская певица Енни Линд, родившаяся в простой семье бухгалтера и учительницы и ставшая мировой звездой. Она представлена портретом 1847 года. Рядом – итальянская дива Джудитта Паста, изображенная в золотом венце, напоминающем терновый.
Примадонны последующих эпох снабжены «приданым» побогаче – костюмами, аксессуарами, афишами, фотографиями, замурованными в стеклянных стендах. Мимо них и проходит посетитель в наушниках, в которых звучит музыка, так или иначе связанная с той или иной дивой.
На выставке представлено более 60 костюмов, которые носили Мария Каллас, Мэрилин Монро, Барбра Стрейзанд, Лайза Миннелли, Бьорк, Тина Тернер, Леди Гага, Мадонна… И трое мужчин — Фредди Меркьюри, Принц и Элтон Джон.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/996245247293088d2e13d84c8159a672afbb056c.jpg)
Среди див не только оперные певицы, но звезды Голливуда и шоу-бизнеса. Не все. Здесь вполне могла быть представлена, к примеру, Жюльет Бинош. В Роттердаме как раз показывали фильм «Возвращение» Умберто Пазолини по Гомеру, где она сыграла Пенелопу. В эти же дни пришло сообщение о том, что она возглавит жюри грядущего Каннского кинофестиваля. Она настоящая дива.
С костюмом Айседоры Дункан 1831 года соседствует платье русской балерины Тамары Карсавиной. Тут же выставлен портрет примы Мариинского театра и звезды «Русских сезонов» Сергея Дягилева в роли Саломеи 1913 года. Карсавина представлена как первая исполнительница балетных спектаклей Михаила Фокина, впоследствии ставшая лицом британского балета, вице-президентом Королевской академии танца. Она скончалась в Великобритании в 1978 году, когда ей было 93 года.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/f851c878f89f7ae6807064caf1be4763de363c88.jpg)
На табличке, сопровождающей ее костюм, указывается, что она танцевала в балетах на музыку Игоря Стравинского, а с 1918 года стала ключевой фигурой британского балета. Ее синее короткое платье начала XX века создано на основе костюмов предыдущего столетия и соединяет, как сказано, форму французского солдата, традиционную маскулинность с феминистскими элементами. Оно сшито из шелка, муслина с использованием шнура и металла, а предоставлено для выставки Королевской академией танца.
На фотографии 1975 года запечатлен лысоватый Элтон Джон в компании с Шер и Дайаной Росс. Мария Каллас представлена в партии Виолетты в «Травиате», Уитни Хьюстон на лондонской «Уэмбли Арена» в 1988 году. Элла Фицджеральд представлена фотографией в рамке, инкрустированной бусинами, и желтым костюмом 1970-го. Все это хаотично смешивается, наслаивается.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/b62c249548361a353f98542e0e417becb43eb633.jpg)
Организаторы выставки попытались воссоздать закулисную атмосферу, задрапировав пространство синим бархатом. И им вполне удалось передать пыль кулис. Ощущение замшелости, отсутствия подлинной жизни не покидает на протяжении всего путешествия по мертвой территории, куда определили персонажей, возведенных в статус див. Не взбодрят вас даже расшитые стразами трусы Жозефины Бейкер.
Разве что костюмы для беременных, вошедшие в определенное время в моду, напоминают о том, что где-то настоящая жизнь теплится. В серии будущих мам — платье барбадосской актрисы и певицы Рианны, в котором она появилась на церемонии «Оскара» с округлившимся животом.
![](https://cdn.quickread.info/assets/images/parser/2024/mk/culture/jpg/1193014ac1d24d48efdfb854d57bf9c919be9e0c.jpg)
На выставке, которая не стала тем, на что претендовала, срабатывает эффект театрального костюма. Он хорош только в огне софитов, а вблизи являет собой весьма скромное зрелище, как плащ Элтона Джона из материала, напоминающего целлофан. Души здесь нет, того «сверх», что отличает диву от многих других талантливых коллег. Но публика идет и даже получает свою порцию удовольствия от того малого, что ей предлагают, не давая возможности улететь ввысь.
Написать комментарий