Свой необычный фильм на стекле Ирина Евтеева сняла дважды

Четыре года Ирина Евтеева, обладательница «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля, режиссер фильмов «Клоун», «Петербург», «Маленькие трагедии», «Мелодия струнного дерева», «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков», работает над полнометражной картиной «Отель «Онегин». Создается она в особой анимационной технике на стекле.

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма на фестивале анимации и литературы «Пушкин. Михайловское».

«Фильм полнометражный, 82 минуты, а делался он четыре года. Я занимаюсь странной анимацией, сочетающей игровое кино с участием актеров с последующей обработкой на стекле, и снимаю картину два раза. Сначала с актерами — этот период очень короткий. Полнометражный «Отель «Онегин» мы снимали всего лишь 16 дней. Для игрового кино это очень быстро. А потом было три года покадрового рисования.

Я работаю на разных стеклах, разнообразных в плане прозрачности и плотности, перехожу с одного изображения на другое, делаю наплывы рукотворным способом, моделирую изображение при помощи лампочек. Мы берем тот или иной эпизод, сочиняем его фактуру, используя стекла и подсветку. Когда не было компьютеров, это было мое ноу-хау — соединять разные проекции на стекле. Когда появились компьютеры, я оставила все то же самое, только процесс ускорился. Теперь получается около 300 кадров в день. Сначала я делаю раскадровку как аниматор. Это пригодится для артистов, которые сразу видят, что должны делать в кадре».

А началась история этого необычного проекта около десяти лет назад. Сценаристу, режиссеру и продюсеру Ирине Марголиной позвонила певица Любовь Казарновская и предложила сделать мультфильм на основе оперы «Евгений Онегин». Ирина создала немало анимационных фильмов, связанных с музыкой. Как режиссер она сняла «Сказки старого пианино», «Роберт Шуман. Письма», как продюсер работала на фильмах «Чайковский — Элегия», «Сергей Прокофьев», «Россини», «Антонио Вивальди», «Людвиг Ван Бетховен», и ко всем этим фильмам написала сценарии.

Сергей Дрейден в роли пушкиноведа. Фото: предоставлено съемочной группой

«Идея показалась мне необычной, — вспоминает Ирина Марголина. — Мы тогда закончили фильм о Чайковском, который сделал выдающийся кукольник Барри Пурвс. Он говорил, что его очень интересует Пушкин, обожал Чайковского и был готов сделать любой фильм на основе его музыки. Я подумала, что это замечательная идея сделать кукольный фильм на основе оперы «Евгений Онегин». Стала читать письма Чайковского. Он адаптировал роман, выделив как героиню Татьяну. Пушкин же посвятил его Онегину, к которому относился с большим пониманием. А в опере его линия практически нивелировалась. Я подумала, что было бы интересно сравнить в нашем фильме оперу и роман. Самая первая версия сценария так и называлась «Онегин. Версии» и была посвящена двум вариантам этого великого произведения — литературному и переложению в музыкальной форме Петра Ильича. Интересно было проанализировать сам творческий подход».

Намерения сделать экранизацию не было, хотелось создать фантазийный фильм. «Я искала режиссера, позвонила Ирине Евтеевой, которая со своей уникальной техникой могла бы создать фантазийный мир, — говорит Ирина Марголина. — Мы договорились с Барри Пурвсом, что он сыграет себя, а Любовь Казарновская — себя. То есть Барри должен был сыграть режиссера, приезжающего в Россию для того, чтобы подготовиться к съемкам фильма на основе романа «Евгений Онегин», и попадающего в фантастический мир отеля «Онегин». Для нас это неудивительно. У нас миллион отелей с таким названием. Барри приезжает в отель — а это маленькая пушкинская вселенная, где в каждой комнате живут разные герои: из сказок, «Маленьких трагедий», «Евгения Онегина». В этом отеле можно пойти направо и попасть в роман, налево — и попасть в оперу».

По сюжету английский режиссер-аниматор Барри приезжает в Россию снимать кукольный фильм «Онегин». Он на четверть русский. А сыграл его в итоге не Барри Пурвс, а актер Театра им. Ленсовета Артур Ваха, известный по «Бакенбардам» Юрия Мамина, роли Брежнева в сериалах «Брежнев» Сергея Снежкина и «Фурцева. Легенда о Екатерине» Сергея Попова и многим другим. Недавно он озвучивал короткометражный анимационный фильм «Руслан и Людмила» молодого режиссера Матвея Лашко, который участвовал в конкурсе фестиваля «Пушкин. Михайловское». Ваха также снимается в «Сказке о царе Салтане» Сарика Андреасяна в роли Дядьки Черномора; то есть с Пушкиным он в последнее время где-то рядом.

Поскольку Ирина Марголина и Ирина Евтеева любят кошек, решено было сохранить волшебного пушкинского кота. В сценарии он заговорил не хуже хозяина, стал Котом Ученым с интересным литературным прошлым. Он пушкиновед, мудрое существо, любимец Барри и сопровождает его в путешествии по России.

Кот предстает в двух обличьях, а играют его два актера — Сергей Бызгу и настоящий кот-аристократ с умопомрачительным именем Бельфегор-Фрам Фиалка*РУ. На съемках его запросто называли Пуся, но почитали как народного артиста.

Артур Ваха с котом. Фото: предоставлено съемочной группой

Искали подходящего кота долго. «Обычно они либо некрасивые, но талантливые, либо красивые, но не очень талантливые, — рассказала Ирина Евтеева. — Нам нужен был большой и талантливый, реагирующий на команды. И мы его нашли. Он приезжал на съемку в сопровождении своей хозяйки и с двумя домиками. В одном кот спал и ел, в другом у него был туалет. Однажды мы его настолько достали, что он вырвался, побежал в свой домик и закрылся. Надо было научить его говорить. Наш звукорежиссер нашел в Интернете запись, где коты друг друга приветствуют во время брачных встреч, и наш Пуся на это среагировал. Сначала на площадке заорали кошки. Потом прозвучала команда «мотор!» и мы начали снимать нашего Пусю, который тоже начал кричать. Мы снимали, как он прыгает с камина, грузно идет по шахматной доске, смахивая фигурки. Маршрут для него был намечен. Рядом ползла его хозяйка, и он за ней выполнял команды. Мы за день сняли все заготовки с котом».

Снимал фильм оператор Александр Буров, работавший с Александром Сокуровым на картинах «Камень», «Дни затмения», «Скорбное бесчувствие» и других, а также с Павлом Лунгиным на «Свадьбе», получившей награду Каннского кинофестиваля. С Ириной Евтеевой он сделал две картины: «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков» и «Мелодия струнного дерева».

Съемки проходили в бывшем кинотеатре «Баррикада» на Невском, где в начале прошлого века располагался Центральный банк общества взаимного кредита, а также в усадьбе, некогда принадлежавшей первому директору Публичной библиотеки, президенту Академии художеств Оленину, где бывал Пушкин. Именно там нашли подходящий кабинет для ученого кота.

Хозяйку гостиницы и оперную диву в одном лице сыграла певица Любовь Казарновская. В молодости, когда она делала первые шаги на сцене, они встретились с Барри, тогда еще начинающим художником, но разошлись примерно так, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. А спустя годы судьба вновь их свела.

Одну из последних своих ролей — известного пушкиноведа и наставника Барри — сыграл изумительный актер Сергей Дрейден. Это четвертая его работа с Ириной Евтеевой. Можно сказать, что совершенно случайно он успел озвучить «Отель «Онегин» — была возможность заранее это сделать. Иначе заговорил бы его герой голосом другого артиста, хотя представить такую замену сложно — слишком яркой была индивидуальность Дрейдена.

В картине мы увидим и Пушкина собственной персоной. Его роль сыграл артист балета Илья Левая, который предстанет в фантастическом плаще, что сделает образ поэта почти нематериальным.

«Из 16 съемочных дней три мы снимали Любовь Казарновскую. Столько же Артура Ваху, — рассказывает Ирина Евтеева. — Впервые у меня появилась возможность такой длительной съемки. На «Арвентуре» и «Маленьких трагедиях» было по 9 съемочных дней, на «Мелодии струнного дерева» — 5. В таких условиях приходилось работать быстро, чтобы все успеть. Съемочная группа большая. Все как в игровом кино, только немного другие движения. Поскольку пластика движения для меня важнее, чем разговор, на съемках всегда присутствует хореограф Владимир Аджамов».

Фильм сделан в разных анимационных техниках. Есть несколько кукольных эпизодов, есть живопись на стекле, классическая анимация, графическая, трехмерная.

«Обычно я рисую все сама, без компьютера, использую его только для соединения разных проекций и фактур на стеклах. При помощи лампочек покадрово ставится свет. Я тут впервые как режиссер работала с другими аниматорами. Кукольную сцену делали Мария Муат с художником Мариной Курчевской, живописную — ученики Оксаны Черкасовой. 62 минуты мои, остальные 20 сделаны коллегами», — говорит Ирина Евтеева.

«В романе Пушкина много загадок, — говорит Ирина Марголина. — Я не уверена, что мы сможем их разгадать. Нам удалось задуматься над тем, как Александр Сергеевич относился к своим героям, не только к Татьяне, но и к Онегину. Мне очень хотелось, чтобы фильм был смешной, чтобы можно было улыбаться. Это не драма, а комедия дель арте, как определяет свой будущий фильм Барри. Здесь смешные герои, обстоятельства и ситуации. В то же время мы надеемся, что в фильме сохранились чувство и любовь к пушкинскому языку и музыке Чайковского».

Материал опубликован при поддержке сайта mk.ru
Комментарии

    Актуальные новости по теме "Array"