- Культура
- A
Про царя и революцию: что не так с сериалом «Купцы и дети»
Создатели сериала «Купцы и дети» явно хотели освежить тему конфликта поколений и изложили ее в формате костюмированной комедии. Получилось довольно бойко, но смешного во всем происходящем на экране было совсем немного.
На этот раз противостояние отцов и детей разворачивается в 1910 году. Богатый московский купец отправляет сына на учебу в Петербург, однако отпрыск настолько проникается революционными идеями, что меняет университет на общество единомышленников. На Рождество он возвращается домой в компании своей возлюбленной и ее гражданского мужа (молодые, не признающие старорежимные браки, революционеры, они образовали некое подобие шведской семьи) и с претензиями ко всему, что не вписывается в его новую картину мира. Папа пытается внушить отпрыску правильные, как он считает, идеи, звенит дорогая посуда, разбивается бочка с икрой, революционеры готовятся к последнему и решительному бою.
Нужно признать, что режиссер Сергей Осипьян снял весьма нарядный псевдоисторический сериал. Картинка получилась куда интереснее той, что могла запомниться по местным проектам об императрицах, и костюмы как будто сидят получше. Наверное, оттого, что героям сериала не приходится изображать исторических персонажей, переполненных собственной значимостью, играя вместо этого обычную комедию.
И подбор актеров для такой задачи сложился вполне удачно. Михаил Пореченков в купеческих интерьерах чувствует себя как в родной стихии, Павел Ворожцов в мундире подполковника жандармерии — комичен и убедителен. Ксения Кутепова в образе купеческой жены и любительницы гороскопов тоже хороша. Павел Табаков уверенно выходит из возраста, когда ему еще имеет смысл играть молодых балбесов, и, наверное, пора бы задуматься о персонажах повзрослее. Дмитрий Белоцерковский умеет не только выпучивать глаза, хотя здесь подобная эмоция, кажется, была главной для его персонажа, и справлялся актер с ней очень даже.
В общем, поначалу все выглядело отчасти интригующе, но потом современная российская телекомедия быстро взяла верх над остальным. Заигрывания с русской классической литературой более чем похвальны, однако они попадают под бульдозер из шуток и нелепостей. Безусловное чувство стиля хорошо заметно, если смотреть без звука, но, как только герои начинают шутить в полный рост, умиляться совсем не хочется.
Важная деталь заключается в том, что у сериала есть четкая временная привязка. И тем, кто знаком с азами истории (наверное, среди целевой аудитории канала такие люди есть), сложновато отделаться от понимания ближайшего будущего главных героев. Совсем скоро они окажутся в настоящем красном кошмаре, и от этого бомбы, которые показываются словно забавные игрушки, фальшивый Ленин в тюрьме и прочие приметы времени скорее пугают, чем смешат.
На таком фоне набор моралите, претендующих на идейный посыл, воспринимается подобно комичным посланиям некоторых современных глашатаев. Мамкины революционеры — молодые недоумки, развращенные всякими Европами. Нет жизни лучше, чем в России, где просторы, баня, раки и дружная семья. Главный семьянин, правда, азартно изменяет жене, а жена, в свою очередь, с удовольствием флиртует с офицером жандармерии, но в главном они едины: за правдой нужно идти в церковь, воля государя — священна.
При желании во всем этом можно найти ехидную сатиру, однако подобной силой самовнушения обладают немногие.
Написать комментарий